Больше рецензий

NeoSonus

Эксперт

"сплошь - личное, сплошь - лишнее" (с)

9 декабря 2019 г. 21:39

570

4 Познакомиться заново.

Можно ли познакомиться заново?
Человек может измениться за месяц, за год, а если речь идет о большем сроке – тем более. Я читала легендарного «Великого Гэтсби» лет 18 назад, потом была знаменитая «Ночь нежна» лет 14 назад, и еще его последний, неоконченный роман "Последний магнат". Теперь передо мной сборник рассказов и, хотя я до этого читала малую прозу Фицджеральда, вот так залпом, чтобы была специальная подборка – нет. И сейчас мне предстоит познакомиться заново с творчеством американского классика. Естественно, Фицджеральд не изменился. Изменилась я. Оттого мне сейчас так интересно. Можно ли познакомиться заново?

«Предлагаемый опус не претендует на явление Литературы. Это всего лишь рассказ для брызжущих здоровьем читателей, которым подавай сюжет, а не ворох «психологических» штучек под видом «анализа». Ей-богу, вам это придется по вкусу! Читайте это здесь, смотрите в кино, слушайте с пластинки, пропустите через швейную машинку».

Эти слова – предисловие к одному из рассказов, карикатуре и насмешке над вкусами публики, и тем не менее что-то в них есть. Во-первых, отзывается реакция на запрос. Напомню факт из биографии Фицджеральда, он долгое время был вынужден трудится сценаристом в Голливуде, зарабатывать себе на хлеб, придумывая истории, на которые бы зрители купились, пошли в кино обязательно! И желательно не один раз. Ему претило это подстраивание под вкусы недалекой публики, оно не оставляло для него возможности писать для души, во всяком случае, у него не получалось совмещать эти два занятия. И вот здесь, в этом сборнике, можно услышать внутренний протест писателя. В рассказе, откуда я взяла цитату – «Джемина, или Девушка с гор». (Кстати, я нашла в сети два разных перевода этого рассказа. Безумно интересно, я считаю! Вот ссылки, вдруг вы тоже такое любите – Раз и Два). В «Голове и плечах», где всеобщую популярность и признание получает не ум, а глупость и посредственность. В «Фаянсовом и розовом», пьеса, в которой для затравки сюжета все будет происходить в ванной комнате, а пикантные подробности будет скрывать цензура, но которая не сможет остановить фантазии зрителя.
Разочарование во вкусах публики, вот, что бросается первым в этом сборнике.

Во-вторых, эти слова еще и кивок в сторону увлечения «психологическими» штучками, анализом. В моду входит анализ того, кого возможно и не стоит анализировать. Фицджеральд хочет сказать, что порой, анализировать нечего. Самым ярким примером этой мысли в сборнике является рассказ «Джеллибин», где у главного героя за ночь происходит едва ли не великая любовь и переоценка ценностей, а на утро все оказывается таким … Не буду спойлерить, но реакция главного героя на поступок любимой девушки – самое яркое доказательство, что порой можно обойтись безо всяких анализов.

А еще эта фраза – противопоставление себя и своего творчества запросам. Он будто бы защищается сарказмом, высмеивает самого себя. Но он действительно другой. Он пишет по-другому, его волнуют гораздо более глубинные чувства. И в этом сборнике можно увидеть уязвимого, чувствительного и чувствующего Фицджеральда. «Пара на медяк» - рассказ о том, как всю жизнь может перевернуть одна монета. И не просто перевернуть, а направить в разные стороны, так далеко, что, встретившись случайно, два мужчины кажутся друг другу из разных Вселенных, проще говоря, слоев общества.  Или «Четыре затрещины», где описывается история взросления молодого человека, который волею судеб получал свою долю мудрости только от хорошей затрещины. Этот рассказ меня вообще зацепил. Например, суждения автора о связи героя с замужней женщиной. Ох, не помню цитату дословно, речь о том, что его не волновало, что он сжигает все на своем пути, он был готов на все ради своей нужды, не задумываясь над тем, кто сгорит в этом огне.

Мне очень понравилась эта книга. Язык Фицджеральда по-прежнему для меня легкий и изящный. Истории – как глоток свежего воздуха. Герои – как люди, которых ты мог бы знать лично (или уже знаешь). Можно ли считать, что я познакомилась с его творчеством заново? Пожалуй, да. Я как-то более глубже воспринимаю его. Т.е. все эти рассказы раньше показались бы мне всего лишь легкомысленными зарисовками, мишурой, насмешками над обществом, карикатурами. Сейчас я вижу в них грусть и печаль от непонимания творчества публикой и желание достучаться до чужих сердец.
Я изменилась, это точно. Но Фицджеральда по-прежнему люблю.

Это рецензия из моего жж