Больше рецензий

red_star

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 декабря 2019 г. 06:09

3K

5 Если дорог тебе твой дом...

Да, эта книга меня впечатлила. Бывают такие случаи, когда при чтении пропадает желание заниматься анализом, цепляться за нитки, нотки и приметы, хочется просто читать. Но человек слаб, и я порассуждаю, но, думаю, немного.

Наверно, дело опять в том, что подтверждается старая максима – исторический роман может больше рассказать о времени написания, чем об описываемом времени. Затравка рассказывает нам о четырех поколениях одной семьи. Самый старый представитель – бывший партизан, он живет и радуется жизни, правнук же порывается рассуждать о постапокалипсисе, о выживании, и тут повествование проваливается в зиму 1942, в партизанский отряд.

Да, пожалуй, автор прав, мы действительно тогда как общество пережили апокалипсис. Жизнь разделилась на до и после, и в известном смысле для общества в целом все висело на волоске пару лет, до победы под Сталинградом, а для оккупированной территории апокалипсис именно что настал. Замечу на полях – именно это чудо выживания и празднуем мы каждый год, чудо, без которого всего окружающего нас могло и не быть.

Книга Веркина цепляет и слогом, и мыслью, поэтому я, к своему стыду, только во второй половине повествования сложил два и два и понял, что главный герой – вполне реальное лицо. До определенного момента это была для меня просто партизанская история, что-то вроде «Сотникова» или «Проверок на дорогах» с опасными, жгучими вкраплениями «Иди и смотри» (вроде того замерзшего мертвого немца с сумкой писем, что нашли герои, с детскими письмами о том, что делали с ними и другими детьми нацисты). Потом пазл сложился, я узнал героя, и повесть, и так предсказуемая, понеслась к своему закономерному и оттого не менее нежелаемому финалу.

Веркин вплавил в сюжет немного мрачного фэнтези, живо напоминающей морок из книг Иванова. Не знаю, насколько это нужно, но для сгущения атмосферы потусторонности происходящего работает. Псковский лес недобр, даже к партизанам со стажем.

Книга подкупает страстностью, непотушенной ненавистью к врагу, при этом ненависть авторская, а не героев. Вот жуткая сцена налета немецких бомбардировщиков на город, поданная глазами мальчишки, вот операция по подрыву эшелона его же глазами. Раскадровка, время, кровь, смерть, смерть и еще смерть. И ненависть, жгучая, выплескивающаяся, убивающая.

Автору чем-то насолил Виктор Некрасов, которого он делает одним из героев книги. Нет, он не называет его по фамилии, только по имени, но приметы, раскиданные по тексту, прямо на него указывают. Почему он выведен так неаппетитно, кто знает? Автором книги про этого пионера-героя был вовсе не он.

Любопытен и имплантированный в псковский лес и в военные годы Ефим Честняков. Его фамилию автор малость изменил, но все же не понять было трудно. Картины у него, да, такие, неземные, если можно так сказать.

Мне несколько раз было страшно. Дело, думаю, в том, что наличие детей усиливает эмпатию к страданиям других малолетних существ, а автор был щедр на мрачный натурализм нацисткой оккупации.

Комментарии


Сколько бы я не прочитала положительных рецензий на книгу Веркина - отрицательное мнение не может поменяться, но ну могу я принять героя-пионера, планомеренно издевающегося над пленным. Что угодно, избил, застрелил, ненависть понятна, а расчетливый садизм - увольте.


Тут сразу несколько соображений. Во-первых, это современная книга, она рассказывает нам о том, что в голове у современного автора. Для него это приемлемо. Во-вторых, речь все же идет не о садизме, это то, как герой воплощает месть, и в этом он довольно последователен.


Это не месть - вся вторая глава - просто издевательство, ленивое такое, со словами, ухмылочками и улыбочками, пинками. Доставляет ли удовольствие, развлекает ли в пути - это садизм, хоть тресни. Эта книга для детей, заявлялась и получила детскую премию, вот это отвращает еще сильнее, ролевая модель героя получается страшноватая, лучше уж советский подход к детям-героям.


Детской книгу назвать нельзя, это очевидно, хотя бы по уровню упоминаемого насилия. Если сместить фокус с оценки книги как детской, то ничего удивительного в уровне насилия не будет. В первую очередь могу вспомнить "Поднятую целину", знаменитую сцену раскулачивания. Можно вспомнить сцену расправы с карателями в "Иди и смотри". Да, это попытка отыграться на представителе противоположной стороны за то, что принесла человеку война/классовый конфликт. Так случилось, что я параллельно читаю книгу о насилии на гражданских войнах, и весь ужас ровно в том, что люди поступают так всегда, от древних греков до последних войн, обильно идущих сейчас на Земле.


Можно вспомнить сцену расправы с карателями в "Иди и смотри". Да, это попытка отыграться на представителе противоположной стороны за то, что принесла человеку война/классовый конфликт.

Помню сцену, не было там ничего похожего на то, что выдумывает Веркин. Не расправа в "Иди и смотри" - возмездие, неотвратимое и справедливое.
А в книге - глумление и, повторюсь, садизм.


Нам садиться некогда, — Андрей достал из папки лист. — Собрание бедноты постановило тебя, гражданин Фрол Дамасков, выселить из дома, конфисковать все имущество и скот. Так что ты кончай, полуднуй и выгружайся из дому. Зараз мы произведем опись имущества.
— Это почему же такое? — кинув ложку, Фрол встал.
— Уничтожаем тебя как кулацкий класс, — пояснил ему Демка Ушаков.

— Таких законов нету! — резко крикнул Тимофей. — Вы грабиловку устраиваете! Папаня, я зараз в рик поеду. Где седло?
— Ты в рик пеший пойдешь, ежели хочешь. Коня не дам. — Андрей присел к краю стола, достал карандаш и бумагу…
У Фрола синевой налился рваный нос, затряслась голова. Он как стоял, так и опустился на пол, с трудом шевеля распухшим, почернелым языком.
— Сссук-ки-ны!.. Сукины сыны! Грабьте! Режьте!
— Папаня, встаньте, ради Христа! — заплакала девка, подхватывая отца под мышки.
Фрол оправился, встал, лег на лавку и уже безучастно слушал, как Демка Ушаков и высокий застенчивый Михаил Игнатенок диктуют Разметнову:
— Кровать железная с белыми шарами, перина, три подушки, ишо две кровати деревянных…
— Горка с посудой. И посуду всю говорить? Да ну ее под такую голень!
— Двенадцать стульев, одна длинная стула со спинкой. Гармоня-трехрядка.
— Гармонь не дам! — Тимофей выхватил ее из рук Демки. — Не лезь, косоглазый, а то нос расшибу!
— Я тебе так расшибу, что и мать не отмоет!
— Ключи от сундуков давай, хозяйка.
— Не давайте им, маманя! Нехай ломают, ежели такие права у них есть!
— Есть у нас права ломать? — оживляясь, спросил Демид Молчун, известный тем, что говорил только при крайней необходимости, а остальное время молча работал, молча курил с казаками, собравшимися в праздник на проулке, молча сидел на собраниях и, обычно только изредка отвечая на вопросы собеседника, улыбался виновато и жалостно.

Лапшиниха выскочила из кухни, неся в одной руке кошелку с насиженными гусиными яйцами, в другой — притихшую, ослепленную снегом и солнцем гусыню. Демка легко взял у нее кошелку, но в гусыню Лапшиниха вцепилась обеими руками.
— Не трожь, по-га-нец! Не трожь!
— Колхозная теперича гусыня!.. — заорал Демка, ухватываясь за вытянутую гусиную шею.
Лапшиниха держала гусиные ноги. Они тянули всяк к себе, яростно возя друг друга по крыльцу.
— Отдай, косой!
— Я те отдам!
— Пусти, говорю!
— Колхозная гуска!.. — задыхаясь, выкрикивал Демка. — Она нам на весну!.. гусят!.. Отойди, старая, а то ногой в хряшки… гусят… выведет!.. Вы свое отъели…
Разлохматившаяся Лапшиниха, упираясь в порожек валенком, тянула к себе, брызгала слюной. Гусыня, вначале взревевшая дурным голосом, замолкла, — видно, Демка перехватил ей дыхание, — но продолжала с бешеной быстротой выбрасывать крылья. Белый пух и перья снежными хлопьями закружились над крыльцом. Казалось: еще один миг, и Демка одолеет, вырвет полуживую гусыню из костлявых рук Лапшинихи, но вот в этот-то момент непрочная гусиная шея, тихо хрустнув позвонками, оборвалась. Лапшиниха, накрывшись подолом через голову, загремела с крыльца, гулко считая порожки. А Демка, ахнув от неожиданности, с одной гусиной головой в руках упал на кошелку, стоявшую позади него, давя гусиные насиженные яйца. Взрыв неслыханного хохота оббил ледяные сосульки с крыши. Лапшинов встал с колен, натянул шапку, яростно дернул за руку своего слюнявого, ко всему равнодушного сына, почти рысью потащил его со двора. Лапшиниха встала, черная от злости и боли. Обметая юбку, она потянулась было к обезглавленной, бившейся у порожков гусыне, но желтый борзой кобель, крутившийся возле крыльца, увидев цевкой бившую из гусиной шеи кровь, вдруг прыгнул, вздыбив на спине шерсть, и из-под носа Лапшинихи выхватил гусыню, поволок ее по двору под свист и улюлюканье ребят.
Демка, кинув вослед Лапшинихе гусиную голову, все еще смотревшую на мир навек изумленным оранжевым глазом, ушел в хату. И долго еще над двором и проулком висел, разноголосый, взрывами, смех, тревожа и вспугивая с сухого хвороста воробьев.


Если стереотип не совпадает с реальностью, стоит сменить стереотип, а не пытаться подправить реальность.