Больше рецензий

Clickosoftsky

Эксперт

Старожил Лайвлиба

30 ноября 2019 г. 23:44

694

3 Кой чёрт занёс меня на португальскую галеру

Пасть жертвой: а) обманутых ожиданий; б) стереотипов, — никому не пожелаю, а уж два в одном тем более счастья не доставили.
Оу, биологический технотриллер! — возрадовалась я, потирая ручонки (одну научно-фантастическую, другую биологическую, хех). Но после бодрого начала мне с каждой страницей становилось всё неинтереснее. Нет, я не зажралась. Просто у Шетцинга как-то так получилось, что правая рука не знала, что творит левая. И в этом плане книгу было бы прочитать куда лучше в двух частях: возможно, переворачивая на обратную сторону, как у Акунина в его «Квесте», возможно, с маргиналиями, как у недавнего Сонькина — но не ПОДРЯД, где впечатляющий масштабами дизастер беспорядочно перемешан с журналом «Наука и жизнь». Всегда-то побешивает, когда персонажи с бейджиками-именами вместо полноценных личностей друг другу с умным видом научпоп излагают, а в «Стае» это было просто ни в какие ворота. Особенно когда надо рексом бежать-спасаться, а они «всё корни извлякают», как бабушка из полузабытого юмористического стихотворения.

Наибольшим минусом прочитанного для меня стал перевод. Я давно уже терпима к мелким огрехам не слишком твёрдо знающих русский язык толмачей, поэтому досадливо отмахиваюсь от всяких «затаил на нас зуб», «знобящий призрак», «он снял джинсы и верхнюю одежду» :)) сэр (леди) переводчик, верхняя одежда — это не та, что на верхней половине тела, а та, что снаружи...

НО! Сэр... ах, всё-таки леди, извините, переводчик так и не удосужилась показать свой труд специалисту. Или хотя бы беглым гуглингом пройтись. «Алкоголь» вместо «спирт», «окраина континента» вместо «свал», «детритус» вместо «детрит» и так далее, на «португальских галерах» (корабликах, о чём всем известно) меня просто порвало. Редактору сего издания руки открутить за ненадобностью предлагаю.

Вернёмся, однако же, к Шетцингу. И тут наступает время стереотипов. Мне автор представился классическим-преклассическим немцем, не избежавшим ни одной условно-характерной немецкой черты:
1) основательность;
2) добросовестность;
3) тяжеловесность;
4) любовь к переусложнённым конструкциям;
5) примитивный юмор (над чем остро и, надо признать, тоже довольно прямолинейно посмеивался ещё Марк Твен)...

И снова «но»: похоже, что автору биотехнотриллера вполне можно было бы спеть: «Ты хочешь быть американцем, американцем, американцем...» =^__^= (аббажаю этот вставной номер в «Талантливом мистере Рипли», простите за апарт), поскольку одним из главных недостатков романа мне показалась хейлеобразность (от Артура Хейли, поясню, типа меня тоже Шетцинг покусал). И если сначала всё было немного хейлевато, потом — очень хейлёво, то дальше пошла уже окончательная хейлета :D О не внушающих доверия персонажах принято говорить «картонные» — тут даже не картон, а папье-маше, которое Шетцинг добросовестно пережевал в гомогенную массу, из коей и вылепил потом свои полушахматные фигурки. Ну ёлки-палки, более-менее главгеров по пальцам перечесть, да и те особой индивидуальностью не обладают, второстепенным же автор выдаёт мини-набор примет (очки-борода-трубка, и хватит с тебя, генерат), остальных же даже по фамилиям различить затруднительно.
И все они друг другу чего-нибудь рассказывают. Ну, я понимаю, в форме диалога не так стрёмно факты научно-медицинские излагать, чтобы читатель не заснул ненароком посреди полуторамильного абзаца.

Хотя без косяков и тут не обошлось. Вспомните о том, что автор навязчиво говорит о вони, разносящейся над сошедшим с ума океаном. Про этом он долбит только о метане, хотя метан запаха не имеет — пахнет сероводород, но этот газ упомянут пару раз в самом начале, всё. Дальше у Шетцинга без передыху воняет метан.

Реально, документальное изложение было бы и честнее, и даже увлекательнее. Потому что, как я с огорчением подумываю, многие читатели в погоне за ужасами всемирной катастрофы, стремясь скорее добраться до волнующих подробностей и деталей, просто пропустят мимо ушей/глаз/внимания на самом деле важные и интересные вещи. Коллеги по несчастью :) по ДП, согласны?

Примеры? Их есть у меня :) Например, о том, что индустрия оплачивает науку, когда государство отказывается/не в состоянии это делать, вследствие чего результаты исследований аккуратно подгоняются под интересы промышленности. Да, это так. Это наша с вами печальная реальность, и всего несколько лет назад лично наш верховный заявил: мы, дескать, будем оплачивать только ту науку, которая даёт экономический результат в течение года О_о это конец. Конец, в первую очередь, для фундаментальной науки. А чем такое чревато — вот вам, пожалуйста.
Именно поэтому считаю, что «Стая» НЕ годится для экранизации: там всё уйдёт в приключалово и сппцэффекты, а научная, особенно экологическая составляющая пропадёт практически бесследно, и вот это действительно будет потеря :(

Извините, если кого огорчила. Может, ещё и потому моя оценка роману Шетцинга невысока, что за плечами уже другое прочитанное, начиная с «Хозяина бухты» Гансовского в самом ещё детстве, а позже были и «Зодиак» Стивенсона, и нынешние «Канализация, Газ & Электричество» Раффа, и конечно, «Параграф 78» Андрея Лазарчука (книга! не фильм!! не ошибитесь!!!).

Комментарии


Посматривала на "Стаю", тем более, что она в последнее время активно мелькает в ленте, но точил червь сомнений. Вот теперь понимаю, что не зря точил и вряд ли я буду тратить на это время. Так что большое человеческое спасибо. :)


привет, Настя, рада видеть! ну, мелькала она потому, что бонус ноября в Долгой Прогулке, а может, положительные рецензии перевесят? я ж ворчунья изрядная :)


Взаимно. :)
Про Долгую прогулку я догадалась по тегам.
А насчёт рецензий... ты знаешь, я ворчунам больше доверяю в таких вопросах. :)


это правильно :)


О, я тоже с португальских галер посмеялся!


а я поразилась вашей рецензии с чертежами и формулами. у меня просто челюсть отвисла, серьёзно. это ж надо же :)


Ворчание получилось умеренное. Интересный взгляд на то, что не нужно экранизировать. Ни у кого из дп-шников не встречала подсветки этого нюанса про финансирование исследований с нужными выводами. Громоздкость книги забивает некоторые мысли про начало, они бесследно испаряются.


спасибо за внимание! вот да, в книге слишком много всего наворочено оказалось. обычно это с первыми книгами (у музыкантов — альбомами) бывает. даже странно. заглянула в библиографию: автор к этому времени уже десять лет как писал.

а про финансирование исследований — ну, это больная тема. не могла на неё не обратить внимания. и раньше-то с этим непросто было, а сейчас, во времена так называемых "экологических экспертиз", от которых ругаться хочется, и решения проблем загрязнения путём произвольного повышения ПДК (предельно допустимых концентраций) это натуральная беда.


Проблема в эфир поднята, может кто и услышит.