Больше рецензий

OlgaZadvornova

Эксперт

Заметки о прочитанном

24 ноября 2019 г. 13:44

1K

5 На крутых волжских берегах

Как же приятно было читать этот роман, окунуться в русскую старину, неспешность русской жизни с её трудами и праздностью, упорядоченностью и безалаберностью, опаской перед людской молвой и стремлением к свободе. А русская природа, она так же богата и широка, как русские характеры. Яркие цветники и обильные сады, а рядом – тёмные рощи, глухие места. Прямые садовые аллеи вдруг обрываются и переходят в едва заметные лесные тропки, садовые деревья мешаются с дикими зарослями. Дорожка вдруг упирается в крутые обрывы, опасные и манящие, а за ними – широкий простор Волги-матушки.

Волжские берега

картинка OlgaZadvornova

Борис Райский оставил годы первой молодости позади, он вступил в пору зрелости, но его поиски настоящего дела, настоящего своего призвания продолжаются, поиски того, где может выразиться его артистическая натура. Перепробовано многое, военная и штатская служба, светская жизнь и весёлые компании. Искусство – вот что занимает его больше всего. Райский занимается живописью, ему говорят, что у него есть талант. Но учиться в Художественной Академии ему не понравилось, слишком много рутины и скуки. А скука – это то, от чего бежит Борис Павлович. Настоящее чувство, живая душа, настоящие краски жизни – вот что хочет поймать и запечатлеть Райский. Он пишет маслом и акварелью, его также увлекает музыка, которая дарит много тонких ощущений, а тут пришла и ещё одна задумка – написать роман. О жизни, нравах, людских характерах и перипетиях судьбы.

Расцветает весна и обещает красочное лето, но гостиные Петербурга по-прежнему холодны и чопорны, и тут весьма кстати Борису Павловичу приходит письмо от бабушки Татьяны Марковны Бережковой с приглашением приехать на лето в имение на волжские берега. Жизнь на природе обновит впечатления, освежит взгляд, можно поработать над романом, порисовать пейзажи, да и с родными он давно не видался. Решено – ехать на лето на Волгу, в Малиновку!

Его встречает старинная усадьба с многочисленной дворней, дом, живущий открыто, хлебосольно, просто и бесхитростно. Всё это очень мило, но через пару недель Райский готов был уже заскучать. И только смутная тайна, связанная со свиданиями в заброшенной беседке в лесу под обрывом не даёт ему покоя.

Лесная беседка

картинка OlgaZadvornova

Роман населён множеством интересных героев и типов. Многие из них очень цельные натуры, сильные, глубокие, умеющие и мыслить, и чувствовать, и принять судьбу.

И первый среди всех замечательных русских характеров – это бабушка! Мудрая, чуткая, справедливая, с истинным дворянским достоинством. Её неизменный друг и вечный поклонник Тит Никоныч. Юная Марфенька, по-детски мудрая в своей простоте и наивности. Загадочная и гордая Верочка, с которой чтобы подружиться, надо пуд соли съесть. Леонтий, книжный червь, живущий в идеальном мире книжной учёности, но умеющий быть беззаветно преданным в мире реальном - неидеальном. Деятельный практичный Тушин, сильная, честная, прямая душа. Лукавая Уленька. Проворная, ловкая Марина, известная своей слабостью к любовным приключениям. Романтически-карикатурная Полина Карповна, которая, в сущности, безобидна. И наконец, страшный ужасный нигилист Марк Волохов, дерзкий, безответственный перекати-поле, смутивший покой не только Райского, но и ещё многих в этой истории.

До самой глубокой осени пробыл Райский в волжском имении, и рисунков, и заметок к роману собрал немало. А сколько волнений пережил, сколько волнений наблюдал. И опорой ему навсегда остались воспоминания о трёх сильных и нежных душах – бабушка, Марфенька и Верочка.

Обрыв

картинка OlgaZadvornova

Прочитано в рамках совместных чтений клуба "Читаем классику вместе".

Комментарии


Прекрасная панорамная рецензия, очень красиво и тонко. Для меня Татьяна Марковна - центральный персонаж книги. Её "реакционно-охранительное" мировоззрение сохранило мир в семье, удержало над обрывом Верочку. Есть уникальный памятник в Орле персонажам "Соборян" Лескова - трём священнослужителям. Мне кажется, Симбирск заслуживает памятника трём женщинам Гончарова. В книге есть светлый и умный юмор, есть тонкие нюансы, например, то, как исполнила Татьяна Марковна своё обещание прекратить встречи в беседке. Гончаров - кудесник. Спасибо Вам.


О, да, Татьяна Марковна чудесный персонаж, на ней всё держится. Очень приятно было читать книгу и чувствовать как душа откликается на описания родной природы, переживания русской души. Вам большое спасибо!


А Райского временами хотелось придушить, только к концу книги, когда он несколько разэгоцентрился, отпустило...


Да))) Но и в конце книги мне не понравилось, что он бросил писать свой роман и увлёкся другим делом - скульптурой. В его возрасте пора бы уже определиться, а он всё разбрасывается, ничего не доводит до конца :(


У меня есть приятель, который занимался парными танцами и был прекрасным танцором, научился за две недели недурно играть на кларнете, создал своё направление в живописи, снял игровой фильм, а сейчас пишет компьютерные игры. Ему около 30 лет. Всем этим он занимался попеременно, каждый раз считая своё занятие смыслом жизни. Если раньше я бесился, теперь привык. Поэтому, скульптура - это нормально, лишь бы в радость...


Ваш приятель, несомненно, очень талантливый человек. Но Райский ничего не доводит до конца, нет в нём завершённости, нечего ему представить - роман не написан, в портфеле остались обрывки отрывков, чем дольше лежат, тем более представляют лишь материал на выброс. Живопись, по мнению многих, тоже какая-то незавершённая. Скульптура, вероятнее всего, будет также. А может, и не обязательно стремиться к завершённости, главное, процесс, стремление? :)
Сам Гончаров вот тоже этот свой роман писал 20 лет, но, слава богу, закончил, теперь мы можем читать и радоваться)


Райский не доводит до конца, но не так как Эмма Бовари. Для Райского важен процесс, для Эммы всё это вообще не важно - ни процесс, ни результат. А мой приятель - ему легко всё даётся, слишком легко, может поэтому он не напрягаясь бросает одно и хватается за другое.


К сожалению, не могу сейчас порассуждать про Эмму Бовари, когда-то читала, но сейчас ничего не помню... В планах так много надо прочитать, что не знаю, когда доберусь до Флобера. Вот в группе "Читаем классику вместе" каждый месяц читаем нового автора-классика, наверное, когда в группе выпадет Флобер, тогда и я доберусь до него. Нет, процесс и увлечённость это, конечно, хорошо, но иногда надо и до конца дело доводить. Когда какая-то работа завершена, появляется энергия для следующего шага. А Райский всё время только в поисках, он хочет сразу поймать идеал)


Дело в том, что Райскому это удавалось (поймать идеал), когда он включал "человека". Всё связано.


А какие это были моменты, напомните. Я помню, что у него было несколько хороших набросков портретов, кажется, Марфеньки и Верочки. И всё равно это были наброски.


Ну, подловили, ладно...))) Я не имел ввиду что-то конкретное. Произведением искусства должна быть личная жизнь человека - это мнение не только Райского, но и Белинского, например или Станкевича. Помните, в самом конце книги Райский увидел образ России, воплощённый в фигурах трёх русских женщин - бабушки, Веры и Марфеньки? Это его самое лучшее произведение. Ну, была ещё книга, музицирование, скульптура, в конце-то концов...


Ну я не хотела подлавливать) просто не совсем поняла, что Вы имеете в виду)
Да, мне это и запомнилось - три прекрасных женских образа, о которых думает Райский. Мне кажется, я поняла Вас - в конце концов, жизнь, живое важнее любого произведения в искусстве.


Знаете, мне иногда самого себя не понять, что я имел ввиду...)))

Не просто три прекрасных женских образа, а три прекрасных женских образа конкретных женщин, олицетворяющих собой Россию.

Мне кажется, я поняла Вас - в конце концов, жизнь, живое важнее любого произведения в искусстве.

И опять не так...))) Настоящее искусство - это тоже жизнь и живое и, как всё живое - самое важное в жизни. Замечательный философ М.К. Мамардашвили как-то сказал, что не правильно считать искусство (а он именно о литературе тогда высказывался) пришлёпкой к жизни - это и есть жизнь. Из литературы в частности мы можем черпать жизненный опыт, но как-то не черпаем... - антинигилистическая проза прошла мимо России, а позже весь мир не заметил антиутопий. И мы будем по кругу наступать на одни и те же грабли...