Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

20 ноября 2019 г. 13:02

1K

4.5 Мух от котлет

Если вас пугают опасности, с которыми сталкивается мир, и вы не знаете, что делать, – значит, вы на верном пути. Глобальные процессы стали слишком сложными, чтобы в них мог разобраться один человек.

Если он интересен мне, то и другим может показаться. К адептам израильского историка себя не причисляю, но многое из того, что Юваль Ной Харари говорил в "Sapiens..." кажется разумным и заслуживающим внимания. Его взгляды на мир и спокойная, серьезная, увлекательная манера изложения не только у меня могут найти отклик. Расскажу о книге конспективно, жаль растерять темы, дополнительно обдумать которые было бы нелишне. Заодно и себе сделаю заметки для памяти, незакрепленное имеет свойство ускользать, а перевод мыслей из области чистых идей в полуматериальное состояние, пришпиливание буквами - род действенного мнемонического приема.

Часть I Технологический вызов. 1 Крушение иллюзий: XX век предоставлял человечеству три основные концепции развития: фашистскую, коммунистическую, либеральную. Первую сокрушили в сорок пятом, вторая почила в бозе в начале девяностых, к свободе и сотрудничеству всего человечества, декларируемым третьей, мир оказался явно не готов, центробежные тенденции последнего времени яркое тому подтверждение. 2. Работа: новые технологии в стремительно меняющемся мире ведут к сокращению количества рабочих мест и прямому упразднению все большего количества специальностей. Переучиваться долго, дорого и неэффективно. 3. Свобода: алгоритм следит за тобой. Мы уже сегодня сталкиваемся с контекстной рекламой, которая реагирует, кажется, не только на запросы в поисковиках и темы личной переписки, но даже на неосторожно сказанное в непосредственной близости от смартфона слово. Развитие тенденций ведет к тому, что в недалеком будущем круг интересов человека и диапазон доступной ему информации будет полностью определяться и контролироваться искусственным интеллектом. 4. Равенство: изначальное неравенство людей сегодня усугубляется неравным доступом к информации; условиями, при которых ограниченная группа, обладающая ее полнотой, получает значительные преимущества и возможность манипуляций абсолютным большинством.

Часть II Политический вызов. 5Сообщество. Традиционные институты: семья, клан, дружеское общение заменяется и вытесняется виртуальным. 6. Цивилизация: глобализация ведет ко все большему размыванию границ, человечество тяготеет к единой цивилизации. 7. Национализм выступает своеобразной антитезой глобализации. В центробежных тенденциях, самих по себе, ничего худого нет, но они снова актуализировали ядерную угрозу, с которой мир, казалось, покончил в конце XX века и очень затрудняют подход к решению экологических проблем, который возможен только координированными действиями. 8. Религия: самоидентификация людей серьезная историческая сила. Прекрасно, когда религия объединяет людей в стремлении к благим целям, опасно, когда становится служанкой национализма.. 9. Иммиграция: между нами сегодняшними меньше различий, чем между людьми начала прошлого века из разных стран, но возможностей встречаться и вызывать друг у друга раздражение этими различиями на порядок больше.

Часть III Отчаяние и надежда. 10. Терроризм: опасность международного терроризма искусственно преувеличена, позволяет политикам наращивать вооружения, насаждая изоляционизм; отвлекает ресурсы и внимание от действительно важных проблем (например экологии). 11. Война: нельзя недооценивать человеческой глупости, люди склонны к самоубийственным действиям, как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. 12. Скромность: абсолютное большинство сообществ насаждает у своих членов ощущение себя как центра мироздания и носителей истины в последней инстанции, перед величием которых прочие должны склониться в поклоне и принять позу подчинения, неплохо понимать, что вы, как представитель той или иной нации, религии, государства, общественной страты - не пуп Земли. 13. Бог: принимать или отрицать - дело свободы воли. .14 Секуляризм: правительства и другие источники норм права должны существовать отдельно от любого типа религий.

Часть IV Истина.15. Невежество: мы знаем гораздо меньше, чем думаем, что знаем. В современном мире знание коллективно, распределено между членами социума, к которым можно обратиться за консультацией, это создает иллюзию владения знанием. 16. Справедливость: возможно наше чувство справедливости устарело, если мирится с детским трудом на фабриках Тайланда, обеспечивающем модную недорогую одежду и технику. 17. Постправда: сегодня принято считать, что мы живем в эпоху тотальной лжи и промывания мозгов, но истина ни в какие времена небыла в числе приоритетных ценностей человечества. Что до свободы мышления, кому нужно - найдет доступ к независимым источникам. 18 Научная фантастика: люди боятся оказаться запертыми в матрице, но не понимают, что уже заперты в матрице своего сознания, которое, в свою очередь, заперто внутри еще большей матрицы – человеческого общества с его бесчисленными вымыслами.

Часть V Гибкость мышления. 19. Образование: сегодня единственная константа - это перемены, на смену институту классического образования идет необходимость гибкости мышления, умения учиться и переучиваться. Что не отменяет наличия бэкграунда, чем шире, тем лучше. 20. Смысл: кризис идентичности - кто я, зачем пришел в мир, каково мое место в нем. Большая потребность в индивидуальных мифах. 21. Медитация: неплохим подспорьем для желающего разобраться в себе и обрести внутреннее равновесие может стать практика медитаций.

Постаралась обойтись без оценок и собственных соображений по поводу прочитанного, за одним исключением. Знаю, что автора осуждают за конформизм и едва ли не оппортунизм, проявленный при редактировании русского издания 21 урока для XXI века: согласился-де на замену путинской риторики в отношении присоединения Крыма примером, в котором фигурировали предвыборные обещания Трампа - каков негодяй! Что с того? - отвечу, - Он не системный борец с системой, если за что борется, так за права геев и защиту животных, потому что, правильно, сам веган и гей. А президенты двух великих держав ни к одной из двух категорий не относятся, следовательно, от замены одного другим смысл не изменится. Политики всегда лгут, стать примером равно достоин каждый и нечего стулья ломать.

Источник

Комментарии


А президенты двух великих держав ни к одной из двух категорий не относятся, следовательно, от замены одного другим смысл не изменится. Политики всегда лгут, стать примером равно достоин каждый и нечего стулья ломать.

К каждой прослойке читателей - свой подход. Наверняка в оригинале там вообще арабо-израильский конфликт стоит во главе в этом примере


Всяко может быть). Мы ж не читаем на иврите.


как говорится, "не порядок" :))


На самом деле, пугает, как это выглядит графически, только что задумалась и поняла, что когда проходила языковые курсы, всегда брала с опорой на латинский алфавит. Выходить из зоны комфорта даже в таких мелочах, как освоение литер, трудно. Не знаю, как тебе, у меня так.


не, буквы иврита меня еще не пугают, а вот, арабская вязь...


Вот и я не понял кипиша из- за редакции книги. Суть как была так и осталась. Только из-за этого скандала, часть читателей отвернулась от книги. Странная позиция, честно говоря. Как будто каждый, кто критиковал за это Харари, сидит сейчас на Лубянке и молоком из хлебного мякиша пишет рецки.


Знаешь, Вить, я убеждена, что некоторым нужны не книги, а только повод отвернуться от очередной. Это ж такой труд - читать (слушать очень многие пока не умеют). А так - готовый повод осудить, не читая


готовый повод осудить, не читая

ну это классика
картинка Librevista


О да!(( Любимая национальная забава.


Классно :) После вашего разбора книгу читать уже не обязательно. Если интересно что-нибудь более подробно, можно прицельно выбрать соответствующую главу. Может быть, когда-нибудь сподоблюсь.
Самое странное в этом мире вот что. Очевидно, наше правительство читает книги с таким анализом дня нынешнего с прицелом на завтра. По крайней мере, слова созвучные в телике звучат. Жалко, к словам дела не добавляются :)

Придирку сейчас отправлю приватно, потому что опять не уверен, что она по делу :)


Это я конспектировала для себя, потому что послушала книгу пару недель назад, все не могла выбрать времени, чтобы написать, а когда начала - поняла, как мало помню оттуда структурировано. То есть, четко помнила одно - осознание насколько угроза международного терроризма, на самом деле, искусственно раздувается и какой она действенный манипулятивный инструмент в руках власть имущих


Да, я понял, вы об этом написали. Действительно, у такого рода книг есть недостаток: если это не ваша непосредственная профессия, то информация выветривается, так что потом всё вспомнить не удаётся.
Но кое-что всё-таки остаётся. Когда в следующий раз кто-то будет говорить о том же терроризме, вы отнесётесь к этим разговорам чуть по-другому, чем без этой книги.
Художественная литература тоже обладает этим свойством. Она настраивает чувства. Когда нам кто-то рассказывает что-то о, скажем, любви, мы воспринимаем эти разговоры тоже с учётом прочитанных книг. И для многих (не для всех) сам процесс настройки бывает интересным и приятным. Бывает и неприятным, тогда мы говорим, "книга не моя". Но и это есть та же самая настройка нашей нейросети. В будущем обязательно пригодится :)
И к кино то же относится, и к живописи, музыке и к прочему искусству. Любое произведение нас немного меняет.


Точно и очень хорошо.