Больше рецензий

annetballet

Эксперт

ЛюбительЛайвлиба

20 ноября 2019 г. 10:59

2K

4 Обрыв и его дно

Не легко читать великую русскую классику переходного периода. Судя по статье в конце книги, Гончаров соединил в своем романе и Пушкинских героев и Карамзина и еще зарубежных классиков. Романтизм, одним словом. Но только с русским надрывом. До того неожиданным был накал страстей и огонь страданий, что я даже устала. Под конец меня пробирал нервический смех сквозь классическое «не-ве-рю!». Автор переносит опереточные страсти в деревенский быт. Возможно из уст итальянца такой сюжет был бы более уместным. Про этот роман можно бесконечно долго говорить, изучать, сравнивать, писать научные диссертации.

Да на тебе пахать надо! (с)

Главный герой Борис Райский связан с миром своей артистичной натурой. Поэт, прозаик, художник, композитор, скульптор. Читатель встречает Бориса в споре с его другом Аяновым о чувстве прекрасного. Главному герою требуется переделать всех в своем обществе, в первую очередь женщин. А потом, если получится – мужчин. И тех и других надо научить любви, страсти, чувству красоты. Райский признает приоритет страстей в личности. По-моему однобокий взгляд. Он пытается привить свои ценности, как пастор вещает: иди люби, страдай, гори. Неприкаянное сердце главного героя, его ничем не озабоченный ум, причиняют ему постоянную боль и невероятные страдания. Была бы у Райского хоть какая-то забота кроме «скуки», было бы бодрее и веселее. У него великий талант бросать начатое, попросту говоря – банальная лень. Занять бы буйную голову определенным занятием и все были бы счастливы. Особенно его бедные женщины.

Кузина Рейчел

Таких «кузин» в романе две. Сначала рыба - Софья. С холодной улыбкой и полу прикрытыми веками, молодая вдова. Первая страсть Райского. Если бы она смогла оценить всю горячность и искренность главного героя, если бы не была настолько глубоко увязшей в петербургском обществе и его правилах. Тогда и не случилось бы «обрыва». Убегая от этой рыбы, Райский едет в свое имение в селе Малиновка. Очаровательный пасторальный пейзаж с пастушкой бабушкой. Но вдруг явление второго экземпляра Кузины Рейчел. Мало того, что Вера морочит голову Райскому, который в свою очередь морочит голову читателю. Так Вера еще и попадает в историю. Так сказать «ложный шаг» по-деревенски (ох, напрасно ломать голову что за «ложный шаг» - этого мы так и не узнали. Наверное так принято в высшем обществе столицы). Вера попадает в «обрыв». Тут для меня начался театр статистов. Заламывание рук, умирание, хандра. Страдание с большой буквы «С». Вера, Татьяна Марковна и Борис были столь полны чувств, что даже казалось переигрывают.

Проснусь – обнимает,
Поем – обнимает!
(Кто с бабушкой жил – тот меня понимает)

Татьяна Марковна олицетворяет в этом романе добро, порядок и ум. Властная и консервативная, но язык не поворачивается назвать ее старухой. Только Бабушкой. Не смотря на веру в устои, она сердобольная, по-житейски мудрая и добрая, готовая помочь и родным, и гостям, и опустившимся личностям. Для меня она и еще несколько героев оказались наиболее достойными интереса. Когда человек соблюдает свои правила, когда с достоинством может признать свою неправоту, а не навязывает свою точку зрения всем вокруг, в этом случае можно сказать, что личность сильная и самодостаточная. Все-таки эгоцентризм Райского и Веры, которые играют сольную часть в книге, сильно утомляют.

***
Прочитано совместно с Клубом «Читаем классику вместе!»
+ по предмету Структура прекрасного «Школьная вселенная» третий класс

Комментарии


Интересное прочтение. У меня книга вызвала полный восторг. Вот Вы пишите:

До того неожиданным был накал страстей и огонь страданий, что я даже устала. Под конец меня пробирал нервический смех сквозь классическое «не-ве-рю!». Автор переносит опереточные страсти в деревенский быт.

А не верите чему? Тому что такое действительно было или тому как это описано Гончаровым? Такое действительно было. Гончаров во многом писал Райского с себя, как и Адуева мл. из "Обыкновенной истории". Но Гончаров преодолел наивный романтизм, как ему казалось, хотя писать в России с победившей философией Адуевых старших, он не мог - за последние 20 лет своей жизни мэтр ни написал ни одного романа.

Образ Райского гармонично перекликается с образом художника Истомина из "Островитян" Лескова. Проблема художника интересовала русских классиков. Писемского ещё можно припомнить и его героя Павла Вихрова из "Людей 40-ых гг.". Райский бесил три четверти текста и его хотелось слегка подпридушить, но в конце в нём что-то человеческое проснулось, он оттаял и делал что мог.

Спасибо Вам за интересную рецензию. Могу подтвердить, что общение с такими райскими - тяжкий труд.


Трудно поверить потому что у Райского очень эмоциональные и еатральные страдания и эмоции. Да, возможно художник, так чувствует. Он все таки творческая личность. Но мне встречались такие заламывания рук только на сцене.
Наверное, если бы его энергия выходила на что то, пахать , сеять, в поло играть например, он бы не выворачивался так. Это и правда напрягает во время чтения.
Мне известно, что Гончаров писал с себя. Не так, хрестоматийно как вам, но я об этом читала.
Не думаю, что Гончаров действительно так реагировал, как его герой. Все таки автор приукрашивает.
Вам тоже спасибо, за комментарии. обсуждали этот роман в группе Читаем классику вместе. Жаль Вас там не было
Не преследовала цели разобрать сюжет с точки зрения науки. Просто выражала свои впечатления. Надеюсь Вы это понимаете)


Так, ладно. Ну, не верите, так не верите. Мы - действительно другие. Русское дворянство не оставило потомков в России. Те, что остались, изменились в новых поколениях. Мне приходилось сталкиваться с потомками русских эмигрантов первой волны, в них есть театральность, она очень трогательная и мягкая, но она ощущается. В литературе тоже есть подтверждения, я уже назвал выше.

Наверное, если бы его энергия выходила на что то, пахать , сеять, в поло играть например, он бы не выворачивался так.

Не мог он этого, он учился жизни на "Страданиях юного Вертера", "Евгении Онегине", балладах Жуковского, романах Жорж Санд. Райский, кстати, гораздо более живой и обучаемый, чем госпожа Бовари, например. Той - всё не впрок. А Райский - послушный мальчик. Как-то так. Спасибо за интересную беседу.