Больше рецензий

18 ноября 2019 г. 20:13

1K

2

Литературные критики на все лады хвалят книгу ирландки Салли Руни «Normal People», называя ее автора the next big thing и the real deal, а само произведение – честным, современным, провокационным. Естественно, из-за этого мои ожидания уже были завышенными, это моя вечная проблема.
Мы знакомимся с героями Коннеллом и Марианн, когда они учатся в выпускном классе (книга охватывает период с 2011 по 2014 годы, то по возрасту есть им где-то 18 в начале и 22 в конце). Марианн – бедная богатая девочка, которую очень не любят в школе. Причина такой нелюбви туманна. Марианн почему-то считают странной, хотя никакими странностями она не отличается, кроме недружелюбия. Да, и она бунтарка – дерзкая девчонка не любит школу! Ну она вообще уже! А все остальные, главное, любят (по крайней мере, по мнению Марианн). Коннелл – из небогатой и неблагополучной семьи, но он красавчик, играет в футбольной команде и пользуется большой популярностью. Когда у ребят завязываются отношения, Коннелл очень хочет их скрыть. Марианн ему нравится, но он боится, что его статус пошатнется, если другие узнают о его романе с самой непопулярной девочкой. Марианн охотно прощает ему такое сволочное поведение.
После школы они оба поступают в дублинский Тринити колледж: Марианн собирается изучать историю и политологию, а Коннелл – английский язык. Вообще-то он сначала хотел поступать куда-то там на юриста, но Марианн напомнила, что он любит читать, а Коннелл прикинул, что ему, в общем-то, все равно, что учить, и что работы он не найдет в любом случае. Они переезжают из своего городка в Дублин, но уже не вместе – произошел первый из 166415 их разрывов. В Дублине они меняются ролями – Марианн становится солью земли, а Коннеллу непривычно, что никто его не любит. Оба героя вроде как отличаются высоким уровнем интеллекта, вызывают интерес и даже восхищение сверстников, выигрывают возможность учиться в своем универе бесплатно. При этом за всю книгу они не высказывают ни одной сколько-нибудь интересной мысли.
Вообще стиль Руни очень минималистичный – никаких словесных красивостей, никаких длинных предложений. Такая простота многим понравилась, но мне подумалось, что, может, если бы, если хотя бы выглядело все красиво, можно было бы частично простить сюжетную тоску. Самые часто встречающиеся слова – okay, alright, I don’t know, I suppose, фразы героев регулярно заканчиваются на and so on.
Мы проводим с героями несколько лет, но так и не понятно, что им по-настоящему интересно, какие у них мысли и желания. Марианн в этом плане особенно не повезло – хоть она вроде как активистка и живо интересуется политикой, но мы не знаем ее жизненных взглядов. Хотя нет, немного знаем – кроме школы, бессмысленной социальной концепцией она считает работу. Ведь пока ты работаешь, то теряешь драгоценное время, которое можно потратить на что-то хорошее и полезное (в конце концов и она тоже пойдет на работу, когда порвет отношения с семьей). Также однажды девушка Коннелла (периодически они будут встречаться с другими людьми) спросит его, а не считает ли он, что Марианн волнует только ее собственное мнение и она часто говорит о чем-то просто потому, что это может привлечь внимание. На этом Коннелл ответит, что Марианн очень близко к сердцу принимает все, о чем говорит, и что если она рассуждает, например, о мирных переговорах между Израилем и Палестиной, то потому, что ее это действительно, действительно волнует.
У обоих героев за плечами – какие-то проблемы. У Марианн – сложные отношения в семье и домашнее насилие в прошлом. Однако эта тема никак не раскрывается – почему так получилось, что в семье после смерти жестокого отца так и не сложилось нормальных отношений? Были к этому какие-то попытки? Почему мать игнорирует Марианн? Почему брат с ней жесток? Почему все родственники так пренебрежительно относятся к Марианн? Думала ли сама Марианн, что ее проблемы в настоящем связаны с абьюзом в прошлом? Хотелось ли ей обратиться за помощью? Вопросов много. Автор тему подняла, но никак ее не развила. И второстепенные персонажи у нее остаются просто фоном.
Коннелл же страдает депрессией. Настоящей, не надуманной. Глава о депрессии, как это ни звучит, – чуть ли не самая интересная в книге, ведь она показывает, что у героя есть какие-то мысли и не о Марианн, делает его более живым.
Герои принадлежат к разным социальным классам, это даже создает некоторые неудобства и тема эта пару раз поднимается. Но так же быстренько и опускается. Частично разное количество денег у Коннелла и Марианн, можно сказать, становится причиной их самой крупной ссоры, но все-таки неумение общаться друг с другом сыграло тут более важную роль.
Раз у героев нет ничего, что могло бы придать им объемности, им остается только вариться в собственном соку, заниматься сексом и выяснять отношения. Кто они друг другу – просто сексуальные партнеры или что-то большее? Могут ли они встречаться с другими людьми или только друг с другом? Как они смотрят на секс втроем? Хотят ли они обмениваться фотками в обнаженном виде? А ты меня любишь? А ты скажешь? Как говорится, ответы на эти и другие подобные вопросы – в книге. По ходу у Марианн обнаруживаются не совсем типичные наклонности в сексе, которые ей одновременно и нравятся, и претят, и которые могут быть как-то связаны с вышеупомянутым насилием в семье. Но это мои собственные домыслы, в книге никто ничего не анализирует.
Читатель вроде как должен сопереживать героям. Но у меня, например, не получилось – ребята скучные, зацикленные на себе, их постоянные встречи-расставания раздражают. Стиль автора не понравился, показалось, что он как-то отстранен от происходящего. Ни одного интересного персонажа, кроме мамы Коннелла.
Видела в некоторых отзывах, что, мол, эта книга только для тех, кому сейчас 18-20 лет, только они поймут, а другим можно не пытаться. Но не соглашусь: действительно хорошее художественное произведение будет интересно разным читателям, даже если оно и ориентировано в первую очередь на какую-то возрастную группу.
В общем, если автору хотелось показать, что жизнь нормальных людей (хотя герои как раз и не считают себя нормальными, естественно) тосклива и однообразна, то у нее с блеском получилось.