Больше рецензий

ljaljafa

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 ноября 2019 г. 12:42

3K

5 Роман в стихах

Как и многие, я пришла к Томасу Вулфу не напрямую, а по ссылке от других американских писателей. Судя по отзывам, кого-то привел Дэниэл Киз, кого-то Рэй Брэдбери. Меня за руку притащил Уильям Стайрон, герой которого в «Выборе Софи» упоминает Вулфа около 10 раз, например:

"Подобно множеству молодых людей моего поколения, я прошел тернистый путь поклонения Вулфу".

Я поняла, что Томас Вулф – титан, на котором выросли многие американские писатели, и надо его обязательно прочитать.

И у меня это не получилось. Еле продравшись сквозь 200 страниц, недоумевая, досадуя, я поняла, что не хочу больше мучить себя, прочитала все негативные отзывы, чтобы обрести поддержку, сдалась и уже хотела отнести недочитанную книгу в библиотеку. Но почему-то снова открыла ее, начала с самого начала... и прочитала целиком.

Пара советов: во-первых, не нужно торопиться. Дайте этой книге столько времени, сколько ей нужно. Неделю, полторы, две. Забудьте о сроках, списках, Книжном Вызове. Во-вторых, стоит читать этот роман как стихотворение. Ведь стандартная крепкая повествовательная основа в нем часто провисает, автор не следует никаким канонам, пишет как дышит. Например, уже на 3-ей странице он пишет о Ганте:

«Он так и не обрел того, чего искал и, шатаясь, пошел через континент на Реконструируемый Юг – странная дикая фигура в шесть футов четыре дюйма ростом, холодные, тревожные глаза, широкая лопасть носа, раскаты пышной риторики и нелепое, комическое проклятье, формально-условное, точно классические эпитеты, которые он пускал в ход совершенно серьезно, хотя в уголках его узко стонущего рта пряталась неловкая усмешка».

С точки зрения стандартного начала романа и представления геров это абсолютный трэш: спутанный клубок характеристик, змея придаточных предложений, кусающая свой собственный хвост.

Поэзия – это пустоты, темноты, странные метафоры, велеречивость, обманчиво-необязательные слова, как будто возникающие из ниоткуда. (На самом деле всегда – из души поэта.) «Взгляни на дом свой, ангел» - роман, балансирующий на грани между гениальностью и графоманией. Даже само название его чрезвычайно странное. Он то сдержанно-благоразумный, строгий, то захлебывающийся в эпитетах, захлестывающий приливом горячечных, порой почти безумных образов. Как известно, редактор требовал от Вулфа «пиши, сокращай!», и право же, еще страниц на 100 роман можно было бы сократить.

Основные темы книги и до меня уже хорошо расписаны в немногочисленных, но прекрасных отзывах. Деньги, царящие в умах американцев. Одиночество, пропитывающее большую семью (привет, Маркес!). Накопительство и стяжательство, особенно остро проявляющееся у женщины (привет, Салтыков-Щедрин!). Огненная юношеская жажда жизни. Безграничная свобода, за которую всегда надо платить одиночеством.

Это роман, сочетающий в себе жесткую прозу и потрясающую поэзию. Проза – все, что происходит в реальном мире, история семьи Гантов, быт, диалоги. Попытка широченными мазками обрисовать всю Америку, ее дух, ее сущность. Поэзия – взгляд на это Юджина и его внутренний мир. Этот внутренний мир – отдельная Вселенная внутри книги. Каждый из членов семьи описан достоверно, полноценно, не поверхностно – но только Юджина мы наблюдаем с колыбели, он разъят и наг перед нами. Всего его порывы, грехи, откровения, слабости приближены к нам, так что порой больно глазам, как будто смотришь в бинокль. Юджин – уникальный человек, не похожий ни на кого в своем окружении, рожденный другим. Он наделен сверхчувственностью, способностью чрезвычайно тонко, до боли, ощущать мир. Это грохочущий поток, который невозможно остановить. Роман конгениален его главному герою - такой же порывистый, неровный, страстный, он также выламывается из всех рамок.

Неоднородность, стилистический разнобой, переход из горячего в холодное – вот характерная черта стиля Вулфа. К примеру:

«- Что вам? – спросил он раздраженно.
- Мне шоколадного молока, - сказал Юджин.
- Налейте два, - добавил Джордж Грейвс.
О, если бы глоток напитка, что века незримо зрел в прохладной глубине земли!»

Скупой бытовой диалог завершается вдруг мелодраматичной декламацией, как будто пришитой из другого произведения. Таков уж он, Томас Вулф. Порой добавляет слишком много пафоса, часто повторяется, растекается мыслью. Вы либо закроете книгу со словами «что за ересь?», как это сделала я в первый раз, либо полюбите и примете ее.
А я в будущем еще вернусь в Вулфу: интересно, сохранил ли он тот же стиль в других произведениях, изменился ли он как писатель, вырос ли или стал ниже самого себя.

Комментарии


Какая же вы молодец! Не часто приходится слышать, чтобы вот так бережно и чутко относились к книге... уже ведь относили книгу в библиотеку.. славно!

Взгляни на дом свой, ангел» - роман, балансирующий на грани между гениальностью и графоманией.

Это же можно сказать и о Достоевском и... о некоторых вещах Цветаевой.
Вы правы, у Вулфа, сердце стиля - поэзия, а это обязательно аритмия чувств и неровная кардиограмма образов и ощущений, словно бы порой с разных сторон подступающих. Нечто подобное есть и у Андрея Платонова.
Кстати, в фильме Машина времени ( по роману Уэллса), есть упоминание этого романа... упоминание из будущего, на разрушенное прошлое человечества. Очень хорошо... словно ангел и правда обернулся.

А я в будущем еще вернусь в Вулфу

Так этот роман у Вулф - последний. Самый отточенный. В других он вроде не такой, более "размыт".
Не смотрели фильм 2016 года Гений, о Вулфе? Там дивно сыграли Колен Фёрт и Николь Кидман.

Ещё раз спасибо вам)


Спасибо на добром слове.
Согласна насчет Достоевского. Порой даже он с большим уклоном в графоманию)).
Фильм "Гений" смотрела, но надо пересмотреть после прочтения.
А этот роман все же первый у Вулфа, проверьте сами).


Да, вы правы) Я вечно что-то путаю...
Набокову однажды дали почитать Вулфа, именно "Ангела", расхвалив его, и он с удивлением отдал книгу обратно другу, не понимая восторгов.
Я читал только "Ангела" и последний роман Вулфа - Домой возврата нет.
Вот тут чувствуется разница. Вы будете приятно поражены)


О, Набоков тот еще сноб:).