Больше рецензий

Lorelin_Siren

Эксперт

╮(︶▽︶)╭ ──☆。・:*:・゚’★,。・:*:・゚’☆

1 ноября 2019 г. 16:45

1K

5

На что я наделась, открывая данный роман? На нечто похожее на «Американских Богов» Геймана – интересный роман, в котором мифы оживают и становятся повседневностью, а грань между реальностями истончается. Что же, ожидания оправдались, но не совсем так, как предполагалось.

«Последняя ставка» в начале к читателю относится весьма и весьма агрессивно – здесь в наличии и поток имен гангстеров Америки 20 века, и безумная смесь мифологии различных народов, и невероятное значение, придаваемое покеру, в частности карточным комбинациям, и картам таро, в частности их трактовкам. Хотя именно азартных карточных игр от произведения и ожидаешь.

Нет, к данному роману следует привыкнуть – первые страниц сто-сто пятьдесят автор с размаху погружает читателя в водоворот персонажей, характеров и событий. Меняются времена, кто-то умирает, кто-то собирается умереть.
Где-то после сотни страниц привыкаешь к динамике повествования и начинаешь понимать сюжет – он здесь полностью основан на мифах, на попытках людей обрести власть, силу и бессмертие. Бессмертие, пожалуй, является одной из важнейших тем книги – вот Король-Рыбак, злой король, он хочет жить вечно. Вот карточная игра, «присвоение», где можно продавать наборы карт, «руки», но никогда нельзя сказать наверняка, что именно покупаешь и что продаешь. Одна комбинация будет удачей игрока, другая его телом, третья поворотом судьбы. Злой Король покупает «руки», обзаводится новыми телами, обретает бессмертие и молодость. Король боится утратить власть – она далась ему большой ценой, он сверг прошлого Короля, получил власть на два десятилетия. Но на место Короля претендуют Валеты, один из которых приходится Королю сыном-наследником.

У Скотта Крейна, самого мощного из претендентов и связанного с Королём кровными узами, интересная судьба – двадцать лет назад он, сам не зная обстоятельств, продал свое тело Королю. Ему дали отсрочку, позволили «созреть» до срока покупки нового «урожая». Теперь время заканчивается и вокруг Крейна начинает твориться хаос – его преследуют неудачи, все его близкие умирают от странных, парадоксальных причин, Крейна пытаются «вырезать» из мироздания, дабы смена хозяев тела прошла гладко и спокойно.
Крейн занимает позицию героя-новичка в фантастическом мире – он знает о сакральном значении карт и разбирается в комбинациях, но не понимает сути всего произошедшего с ним. Первую половину романа мы вместе с героем разбираемся в мистических ритуалах, способах передачи власти и жертвоприношениях. И все это базируется на мифологии.

Мифология в «Последней ставке» воспринимается скорее интуитивно, чем как-либо еще – слишком сложно с ходу разобраться в клубке всего, что намотал на сюжетную основу романа автор. Помимо уже упомянутого мифа о Короле-Рыбаке, здесь важное значение отводится небесным телам (и пойми разберись, как связаны положение Сатурна и Луны и судьбы героев), египетским богам (Изида появляется в сюжете неоднократно) и образу смерти (образ мертвой жены и часовня посреди пустыни). Здесь бы читать версию романа с разбором всех отсылок и метафор в каждом написанном абзаце, но такой версии текста не существует.

Нет, гораздо проще воспринимать «Последнюю ставку» как отличный магический реализм (но помнить о сложности ее мифологической «начинки»). Проще осознать, что проглоченная фишка казино, олицетворяющая инь и ян, может защищать от зла. Проще понимать, что игры в карты на укрощенной Королем воде, на его территории ни к чему хорошему не ведут. Проще принимать, что можно бросить в озеро голову мертвого Короля и получить от него ответы на собственные вопросы. В романе герои могут общаться телепатически, могут наносить себе ритуальные раны, могут попасть в место, где статистика выбрасывает совершенно невероятные комбинации – и это просто понять и принять. На этом строится весь сюжет, для комфортного чтения необязательно знать содержание и значение всех мифов, использованных автором. Хотя он, бесспорно, гениален.
А еще автор свободно играет цитатами, искажая их и превращая в каламбуры – понять, что читателя обманывают, чаще всего невозможно без примечаний переводчиков. Да и с ними тяжело.

«Последнюю ставку» не стоит сравнивать с «Американскими богами», несмотря на то, что сравнение в начале напрашивается само собой. Гейман в своем романе более благосклонен к читателю, его Боги просты и понятны – они как люди, они зависят от людей, они отражают суть людей на разных этапах (например, Техно-мальчик и Медиа отражают 21 век). В «Последней ставке» люди стремятся стать богами, может даже превзойти богов, но у самих богов мало интереса к людским делам.
В романе есть герои и помимо Скотта. Это и математик, умирающий от рака и стремящийся обмануть смерть, заставив судьбу выбросить парадоксальную комбинацию и изменить реальность. Это и названная сестра Скотта, которая пытается защитить себя и свою семьи и оказывается в самом центре сюжетного урагана. Это и приемный отец Скотта, и другие претенденты на место Короля и Королевы, и целый набор сумасшедших, следующих за своими несколько больными целями.
Роман понравится любителям жанра «магический реализм» - здесь его много, это основной жанр произведения. Но следует помнить, что «порог вхождения» у «Последней ставки» все же высоковат, первые пару десятков страниц сложно разобраться с мироустройством, особенно при полном незнании правил покера и карточных комбинаций. Но «Последняя ставка» стоит данных сложностей, настолько это интересный и великолепно написанный роман. 10/10, рекомендую :)

Комментарии


Заинтересовало; спасибо за отзыв