Больше рецензий

8 октября 2011 г. 17:00

565

4

Как на закате времени Господь выходят Втроём
Спеть о судьбе творения, совершившего полный круг.
Кладбище музейного кладбища тянется за пустырём
И после долгой практики превращается просто в луг.

Древний враг человечества выходит качать права,
И вдруг с тоской понимает, что можно не начинать.
Луг превращается в землю, из которой растёт трава,
Затем исчезает всякий, кто может их так назвать.

Правое позабудется, а левое пропадёт.
Здесь по техническим причинам в песне возможен сбой.
Но спето уже достаточно, и то, что за этим ждёт,
Не влазит в стих и рифмуется только с самим собой…

Поняв, что стихотворение закончено, Т. сказал:
— Неплохо. Особенно для лошади — совсем даже неплохо.
— Спасибо, — ответила лошадь


   Философский экшн, слышали о таком? А я вот слушал, и мне понравилось. Сюжет срывается с места в карьер с первых 15 минут прослушивания и "не отпускает" до конца, хоть и сбрасывает темп на особо крутых поворотах. Стилистика 1900-тых передаётся... ну вот я не понял чем. Как бы Акунинскими "изящными словесами" и не пахнет, "божьей милостью его императорского величества гвардии подпоручиков" не наблюдается. Чем нравится Пелевин -- умеет двумя-тремя словами передать обстановку не только гостиничного номера, но и целой вселенной. Реальность (кто бы сомневался в Пелевине) реальна настолько, насколько реальна ложка в "Матрице". Роман получился динамичным не только по сюжету, но и по самой концепции. Лучше, чем автор объяснить этого я не смогу:

   Скоты оплодотворяют друг друга, а затем рождается новое животное, для существования которого уже не требуется, чтобы его, так сказать, зачинали секунда за секундой. Перенеся это наблюдение на высшие сферы, люди древности решили, что и там действует тот же принцип. Есть подобный зачатию момент творения, в котором участвует божество-гермафродит, оплодотворяющее само себя. Они назвали это «сотворением мира». А дальше, после родов, мир существует по инерции — поскольку он уже зачат и порождён. <...> Последователи многобожия считали, что творение происходит до сих пор — непрерывно, миг за мигом. В разное время нас создают разные божества — или, выражаясь менее торжественно, разные сущности. Если сформулировать доктрину многобожия совсем коротко, боги постоянно заняты созданием мира и не отдыхают ни минуты. Ева ежесекундно возникает из ребра Адама, а живут они в Вавилонской башне, которую непрерывно перестраивают божественные руки.



   Что это дает на практике? Читать приходится не готовое литературное произведение, а роман, который только пишется; неожиданные корректуры, вынужденные изменения автором уже прочитанной читателем части книги, введение новых персонажей и выпиливание старых, да при том, что после этого выпиливания остаются ни к чему не привязанные фрагменты и ссылки -- эффект неповторимый и непередаваемый. Это что касается экшна. Касательно же философии..(Не люблю, если честно, этого слова, опошлили его "философиями бизнеса" да "философиями секса".) Так вот, что касается философский составляющей -- то, в принципе, старая песня на новый лад -- буддизм-эгоцентризм, большое в малом, иллюзорность бытия и проч. Ещё чем нравится Пелевин -- умеет одно и то же блюдо подавать под разными соусами -- и [почти] всегда получается вкусно и разнообразно.

   Жизненная позиция и взгляды автора (а так же героя и читателя -- в "Т." они неразделимы) подаются небольшими порциями, дабы раньше времени не сломать мозг читающему, в виде диалогов, монологов и "закавыченных потоков сознания".

   Вообще структурное построение романа чем-то напоминает тарантиновское кино: ровное повествование, развитие сюжета, длинный диалог, эмоциональный накал -- и мгновенная развязка с горой трупов и морем крови. Каждая такая вставка провоцирует что-то вроде "перезагрузки системы с новыми параметрами", прочитанное ранее воспринимается под совершенно другим углом, его приходится заново переосмысливать.

   Наполнение. Наполнена вся эта абстрактная, многомерная конструкция колоритными и типично пелевинскими людьми и явлениями: граф Т. и княжна Тараканова, шпики и медиумы, наркоманские трипы и говорящие лошади, а параллельно с ними

   ...силовая и либеральная башни, Григорий Овнюк и Армен Вагитович Макраудов, старуха Изергиль и кафе «Vogue», печальный хор гарлемских евреев, Петербург Достоевского на огромной льдине, окно в Европу на украинской границе, мировой финансовый кризис и первые робкие ростки надежды, менеджер Сулейман со своей службой охраны, архимандрит Пантелеймон со своим невидимым богом и, конечно же, маркетологи, ежеминутно пекущиеся о том, как им ловче продать всё это этому же всему…



   Понравилось: сюжет вообще и нестандартность подачи, довольно злой черный юмор, все та же неповторимая манера автора: строить сложные системы силлогизмов, довести читателя до момента, когда тот начинает въезжать в позицию писателя и соглашается, и сделать еще один маленький шажок, превращающий всё сказанное в полный абсурд. Понравилось, как Пелевин обходит эротические сценки, понравилось использование нецензурных выражений -- их немного и они, как всегда, к месту, от души посмеялся над "ироническим шутером", недвузначно намекающим на известную компьютерную игру, довольно неожиданный финал. Ну и сатира на женские романы и вообще ширпотребное чтиво.

   А что не понравилось? Не понравилось введение в книгу персонажа другого произведения Пелевина -- во-первых,это уже было и, а во-вторых -- это вульгарное заигрывание с читающим, мол, "вот ты молодец, ты и эту книгу читал, так что понял о чём я, остальные не поймут, мессадж только до тебя дойдёт". Не понравилась и игра с значением слов, их расшифровкой и каббалистической подоплёкой -- запахло Дэном Брауном. Не понравились так же некоторые чересчур уж толстые шутки, местами затянутые фрагменты и одно-два "провисания", последнее, впрочем, нормально вписывается в задумку книги. Ну и жесткая привязка к культуре потребления а-ля "GП" уже начинает набивать оскомину.

   Уверен, что многим не понравится, что для своих абсурдных героев автор выбрал прототипы Великих Русских Писателей™, фразочки типа "...Андрюша Белый -- он умел сливаться с потолком и Саша Блок -- тот не пропускал ни одного удара." и нестандартная трактовка понятий "непротивление злу насилием" и "мертвые души". Многим, опять же, не по вкусу придется критика РПЦ™, политические и финансовые махинации служителей культа и прочее богохульство.

   Итог: роман понравился, не на столько, как "Чапаев и Пустота" с которым он перекликается, но все же. Пелевин, как по мне, находится на творческом пике, скачков-прыжков-ужимок стало меньше, книга получилась очень профессиональной. Всё.

Комментарии


я описание книги когда прочитал, то подумал, что бред и галлюцинации читать не хочу


не судьба получить Пелевину Нобелевскую премию. А счастье было так близко...


это было бы апофеозом маразма комитета, уж извините)


Хорошо, тогда вопрос: кого бы из русскоязычных современников лично вы бы номинировали?


у русскоязычных современников на мой взгляд некоторый застой. но если непременно пришлось бы кого-либо номинировать - я выбрал бы Элтанг.
но я сейчас не буду доказывать, что она лучше Пелевина. хотя так и есть) просто хотел сказать, что он на нобелевку ну никак не тянет


добавил в хотелки. Это, конечно, не говорит, что я завтра же побегу искать по книжным, но при случае обязательно прочту.


если что, "побег.." я сам только сейчас читаю, а судил по прочитанной ранее "каменные клены". хотя, впечатление пока примерно такое же - бесподобно и лучшее, среди русскоязычных современников


Да, я полистал рецензии -- по ходу, стоящая вещь. Но пока -- Виан-Виан-Виан!


хы) тоже очень стоящая


"Пена дней", "Сердцедёр"...


Элтанг почитаем.


Судя по прошлым премиям, Нобель впал в маразм уже давно и бесповоротно. А данный роман Пелевина, на мой взгляд, живое оригинальное чтиво, как в российском контексте, так и в глобальном гаечном. Почему бы и нет...


Да я просто констатирую факт. Тоже удивилась.)


Но в школах изучать будут, вы уж мне поверьте.


И что, Пелевин все так же хорош, как и раньше?
Я так боюсь его читать. До сих пор не могу заставить начать "Священную книгу оборотня", и остальное тоже. Все боюсь, что так разочаруюсь, что "Чапаева" тоже разлюблю((


Кгм, и в третий раз скажу, что я не повторяюсь.

Пелевин, как по мне, находится на творческом пике


Что же, надо читать)


А мне всё понравилось, считаю книжка вышла достойной по уровню "чапаева". Думаю, сам Виктор Олегыч сие прекрасно понимал, когда вводил в сюжет персонажа из другой книги. Заигрывание с читателем - это нормально. А про расшифровку слов и Дэна Брауна - это ж тоже вполне по-пелевенски, эдак ввернуть модную штучку дрючку!


Ну не мог я не придраться к чему-нибудь!

NB: по твоему совету приобрёл "Пену дней". Читаю, не ожидал такого от романа 1946 года, много аллюзий не понимаю, да и Сартра читал очень мало... Наверстаем, фигня.


Там ещё есть, как минимум, два перевода разных, возможно какой-то лучше, какой-то хуже. Помню, сам когда читал, просто кайфовал от необычного языка, от хитросплетения фантазии автора. И был Питер, трамваи, лодки, поезда... И Виан, в тот момент - для меня сказочный дядька из ниоткуда.


а мне понравился фрагмент эпиграфа, точно отражающий мое мнение о книге :)

— Неплохо. Особенно для лошади — совсем даже неплохо.


Уууууу! Тебе, я так понимаю, не очень по душе творчество Пелевина


так точно. У него можно прочитать одну книгу, остальное все бесконечный плагиат у самого себя. Разве нет?


Нет, конечно)) Доктором Хаузом, Мисс Марпл и Поттером восхищается весь мир, и какая разница, что в центре произведения -- герой или точка зрения автора?


ой-ой-ой, рецку читать пока не буду - сама щас читаю Пелешу, и именно Т.
Добавлю-ка в избранное - потом прочитаю)))


Пелеша... Ыыыы


и нечего тут Ыкать!
Я как прочитаю - приставать буду, а то я чё-то не понимаю ничё, как всегда, впрочем.


С нетерпением жду, когда же начнёшь приставать...


Осталось 150 страниц - трепещи)))
А пока может анекдот расскажешь, который вот здесь вот обещал?


не знаю, как мне будет книга, но рецензия доставила удовольствие.Вот умеете так писать..остро, наверное здесь это слово приемлемо.И укусите и приласкаете..И никуда не денешься..всё равно читаешь.


Аватара - зачёт!


Я, наверное, единственный культурный человек, который вообще не читал Пелевина и не собирается в ближайшее время ) А рецензия хорошая, спасибо )


ну-ну-ну... Не хвастайся. "Единственный", "культурный"...
шутка.


А почему? Из религиозных соображений?)


Не Вы один, я тоже. Пара страничек не в счет.


А я начал читать книгу его рассказов - и что-то совсем не пошло.


Все противники Пелевина-ПОБЕРЕГИСЬ!!!!)))))))))))))) Хорошая рецензия-СПАСИБО!