Больше рецензий

26 октября 2019 г. 16:47

382

4 Тот случай, когда первый блин - не комом.

Первое знакомство с автором всегда может стать неожиданностью. Приятной - если стиль, слог и создаваемая атмосфера писателя придётся Вам по душе. Разочаровывающей - если Ваши ожидания пошли вразрез с поклонниками творчества. Раскрывая для себя нового писателя, никогда не знаешь, будет ли его творчество открытием или же главным разочарованием. Но в литературе, как и в кулинарии действует один и тот же принцип: не попробуешь, не узнаешь.
Моё первое знакомство с творчеством норвежского писателя Ю. Несбе состоялось с романа "Нетопырь", открывающего цикл о Харри Холе. В далёком Сиднее была найдена жестоко убитая гражданка Норвегии Ингер Холтер, много лет прожившая в Австралии. Единичный случай убийства с сопутствующим изнасилованием вызывает недоумение и скептицизм у местной полиции по отношению к норвежскому полицейскому. Но недоверие быстро перерастает в панику, когда обнаруживаются нити, ведущие к паутине серийного убийцы…

Для тех, кто привык читать цикл последовательно, начиная с самого начала, не секрет, что в первых романах всегда присутствуют неизбежные недостатки. Здесь и эксперименты с сюжетными линиями, идеями, здесь и подражания канонам жанра, здесь и сложности в построении логичности действий героев. "Нетопырь" не стал исключением из правил, хотя многие шероховатости сюжета мягко сглажены автором атмосферными рассказами о быте "аборигенов" - коренных жителей Австралии и добротной долей тонкого юмора. В ореоле исторической справки первых переселенцев мрачный детективный посыл выглядит очень убедительно, что не может не прибавить уважения к Ю. Несбе.

Вторым достоинством романа является раскрытие характера главного героя. Харри Холе не предстаёт перед нами этаким отважным рыцарем на белом коне. Ловелас и алкоголик, не брезгующий нелегальными методами ведения расследования, он в то же время является человеком слова, хоть и с запятнанной репутацией и совестью. В его не разговорчивости и скрытности легко узнать приобретенную черту характера людей, которым через многое пришлось пройти. Однако, этот факт играет на руку автору, создавшего такого противоречивого и неоднозначного героя, выглядевшего живым в глазах читателя. Перед нами предстаёт Личность, нисколько не уступающая в реалистичности, чем мы с вами.

Пожалуй, эта мысль, пронесенная через все страницы романа, не даёт испытать настоящее разочарование по мере дальнейшего повествования. Как многие начинающие писатели, Несбе использовал самый распространённый способ детективного романа: насыщенность событий с обязательным вкраплением криминальных линий. Быстрая смена событий, приправленная безрассудностью действий героев не всегда идёт на пользу повествованию. Впрочем, для писателя, как и для нас, это явно не секрет, поэтому он то и дело разбавляет ситуацию драматичными описаниями прошлого Харри. И, конечно же, реалистичная любовь со своими взлетами и падениями, добавляет интерес для женской аудитории.

"Все было по-другому. Окно в номере не занавешено, и при неоновом свете Кингз-Кросс Биргитта раздевалась для Харри.

Он лежал в постели, а она стояла посреди комнаты и, не сводя с него серьезных, почти печальных глаз, постепенно снимала с себя одежду. У Биргитты были длинные ноги, стройное тело и кожа белая как снег, особенно при таком освещении. За приоткрытым окном гудел ночной город — автомобилями, мотоциклами, шарманочными звуками игровых автоматов и ритмом диско. И все это на фоне шума споров, криков и грязной ругани, казавшихся стрекотом сверчков.

Биргитта расстегивала блузку — не слишком медленно и совсем не чувственно. Она просто раздевалась.

«Для меня», — подумал Харри.

Без одежды он видел ее и раньше, но все-таки сегодня все было по-другому. Она была такой красивой, что Харри застеснялся наметившегося двойного подбородка. Раньше он не понимал ее застенчивости: почему она полностью раздевалась только под одеялом и почему, отправляясь из постели в душ, прикрывалась полотенцем. Потом понял, что дело отнюдь не в скромности или стыдливости. Просто должно пройти время, чтобы устоялись чувства, родилось доверие друг к другу. А сегодня все по-другому. Раздевание было ритуалом, и своей наготой она будто показывала, насколько она ранима. Насколько она ему доверяет."



Любовная линия романа - ещё один несомненный плюс" Нетопыря". Это не романтическая сказка со счастливым концом. Она показана так, как бывает в жизни: реалистично, порой, жестоко, но непременно эмоционально и искренне. Даже прошлое героев не даёт ощущения неправдоподобности и шаблонности. Ведь от реалистичных характеров иного и не ждёшь.

Правда, это не означает, что все действующие лица Несбе удались. Героям второго плана уделено гораздо меньше внимания, чем центральным персонажам. Именно поэтому, на мой взгляд, убийцу разоблачить не составит особого труда. Выражаясь словами Эндрю Кенсингтона:

- Ищи лучше, Харри! Смотри лучше! Увидишь, что…


Истина на поверхности.

Не вдаваясь в подробности, скажу, что главным достоинством романа "Нетопырь" является обоснование мотива убийцы. Деятельный и обстоятельный, заставляющий о многом задуматься, мотив - самое главное упущение начинающих писателей - Ю. Несбе продумал очень тщательно. И пускай, что роман завершился не так как все ожидали, приятное послевкусие от лёгкого, но атмосферного детектива ещё долго будет играть в Вашем подсознании.

Потому что "Человеческая природа - лес дремучий, который никогда не узнаешь до конца…"