Больше рецензий

Svetlana-LuciaBrinker

Эксперт

Эксперт Лайвлиба по венским сосискам

25 октября 2019 г. 22:22

1K

5 "Я кровожадный? Я беспощадный?" ("Айболит 66")

Шедевр! По-моему, пьесу надо именно смотреть, а потом уже читать, как это делается с отличными песнями: слышишь - и сразу ищешь текст, чтобы полюбоваться каждым словом. Смотреть на сцене, чтобы все органы чувств были травмированы одновременно!
Джимми, муж Элисон, сердит на весь мир. Проблема в том, что наше общество терпимых, вежливых людей запрещает гнев. Эта - совершенно естественная! - людская эмоция в данный исторический момент чудовищно дискриминируется по отношению к более легитимным проявлениям чувств. Трусость, например, больше не позорна! Труса общество гладит по головке и понимающе вздыхает, чего какие-нибудь сто лет назад ни за что бы не сделало.
Сердиться плохо. Тому, кто сердится, выписывают таблетки, направляют на групповую терапию и увольняют с работы по причине, вероятно, высокой концентрации правды на минуту монолога. По-моему, это уже перебор. Какую эмоцию запретят следующей? Громкое ликование?
Собственно, пора бы к делу. Супружеская пара, вокруг которой разворачивается действо - типичный "неравный брак". А именно: союз благородной девицы и хулигана, до смешного напоминающий мультик "Ну, погоди". В данном случае, не волк и заяц, а медведь и белка. Джимми пытается хамством пробудить в любимой... нестандартную реакцию, чувство юмора, жизнь, что ли. Но в ответ получает лишь банальные упрёки или игнорирование. Разочарование заставляет Джимми провоцировать жену всё более гнусными способами, но та страдает стойко, "как святая", или молит о пощаде, как типичная "жертва". Наблюдать за обоими нелегко: муж упивается своей виной, как вином, Элисон держится из последних сил - только потому, что не согласна признать свой брак несостоятельным:

"И ведь я сожгла свои мосты. Я знала, что буду выглядеть жалкой идиоткой, если после всех этих скандалов из-за Джимми пожалуюсь папе и маме".

Но эта пьеса не была бы шедевром, если бы постоянно не поворачивала против собственного течения! Элисон приходится столкнуться с совершенно неожиданной реакцией отца, когда женщина отказывается от борьбы и возвращается домой. Диалог с отцом - по-моему, лучший момент в пьесе. Он не только показывает, что у детей в головах часто находится совершенно искажённый образ родителей, и они мысленно сражаются с "ветряными мельницами", с выдуманными обидами.

"П о л к о в н и к (вздохнув). Это весьма прискорбно. Все вообще вышло как-то неудачно и — бестолково. Должен признаться, я давно уже ловлю себя на мысли о том, что в известной мере Джимми был по-своему прав.
Э л и с о н (озадаченная этим признанием). Прав?
П о л к о в н и к. Теперь уже поздно отступать, но, надо сказать, твоя мать и я были не безупречны. Я никогда не высказывался по этому поводу, а потом это уже и не имело смысла, но я всегда был убежден, что в отношении Джимми мать зашла слишком далеко..."

Папа, старый идеалист-мечтатель, не смог в своё время научить дочь стойкости и умению отражать удары. Его покорность по отношению к супруге могла быть тем образцом, который бессознательно копирует дочь.
На сцене присутствуют ещё два интересных персонажа. Клифф - трус, неспособный даже себе признаться в том, что любит Элисон, даже не делающий попытки защитить женщину от вербального ада, оставляющего порой настоящие ожоги. Вот "идеальный член общества" во всех смыслах! У меня он вызывает наибольшее отвращение. Интересна и Элена, тот сорт подруг, о которых есть бородатый анекдот "Ну змея я, змея!" Элена тоже очарована "дикостью", "яростью" Джимми, приручает его своей силой, но... тоже оказывается за гладильной доской. Странная метаморфоза. Я бы посоветовала автору дать утюг в руки Клиффу.
Финал неожиданный. Не добрый и не злой, не счастливый, но и не трагический. Настоящий!

спойлер
Джимми оказывается не чужд сострадания, а Элисон обнаруживает умение глубоко и искренне страдать, не прячась в раковину морального превосходства. Так что все неприятности и ссоры у супругов ещё впереди!
свернуть

Это было незабываемо. Кроме того, в тексте огромное множество свидетельств абсурдности бытия в стиле "Монти Пайтон": епископ, агитирующий за водородную бомбу, "жестокая полемика, носил ли Мильтон подтяжки" и тому подобная британская роскошь.

Спасибо, lastdon ! Полемику в группе "Драматургия" ещё не читала, обязательно посмотрю.
И спасибо за идею "Театральной антрепризы"!

Комментарии


Ух, как вы аргументированно, и с нами. :))
Прочитайте полемику, она была довольно бурной.


Что-то никак не найду, где она лежит:(


а я вам ответила в ветке вашей заявки
ищите через подборку "Читаем пьесы" - там в описании пьесы есть ссылка


Прочитала. Интересно! Мне поначалу тоже было непросто с Джимми. Но потом я решила: а что, если его полюбить? И сразу мизансцена "воскресного кошмара" озарилась совершенно удивительным светом:)
Думаю, это непросто - понять, ЧТО ИМЕННО говорит рассерженный человек. Иногда, чтобы быть услышанным, надо говорить тихо:))


Офигеть! Джон Осборн предвидел эпоху политкорректности в 1956 году!


Скорее, оказался провозвестником Kitchen Sink Realism:) Политкорректность потом прибежала, когда мир стал таким маленьким, как кухня. Народ сообразил, по-видимому, что на таком пространстве ссориться опасно для здоровья. Ну и перегнул, как обычно. Все сидят под столом, с опаской поглядывая оттуда на тех, кто возится у печки:))


Никогда не слышал термина "Kitchen Sink Realism". Сейчас погуглю :)


Прошу прощения, было глупо с моей стороны развивать эту шутку без ссылки на сам феномен "Kitchen sink realism".


Честно говоря, не особенно интересно :)


"На вкус и на цвет..."
Примерно настолько, насколько интересен поп-арт.


Я прочитал только введение статьи в Википедии, не нашёл ни одного знакомого имени или названия, кроме The Taste of Honey... да и то это был какой-то другой Taste of Honey :) Видимо, надо потратить много времени, чтобы понять, про что всё это. Мой поп-арт ограничивается Энди Уорхолом :)


Очень интересно. Надо будет почитать пьесу "Вкус меда"