Больше рецензий

Wunderlick

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 октября 2019 г. 12:53

3K

5 Чужбина родиной не станет

У писателя Андрея Платонова была тяжелая и не продолжительная жизнь, но несмотря на это до конца он писал вдохновляющие рассказы. Сказка «Любовь к Родине или Путешествие воробья» глубоко затрагивает эмоции каждого из нас. После прочтения хочется воспринимать музыку, как что-то глобальное и гениальное. Также пробуждается чувство патриотизма, сострадания, милосердия, любви ко всему живому. А у кого-то возможно просто возникнет желание творить добро.

История рассказывает о пожилом скрипаче, который не видит смысла в своей жизни. Он считает, что ничего не добился. Поэтому музыкант решил каждый вечер приходить на Тверской бульвар в Москве и играть на скрипке любимые сочинения под памятником Пушкину.

«Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, – и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь.»

Старик хотел делиться своей музыкой с окружающими, дарить им радость и наслаждение от прослушивания. Закрыв футляр от скрипки, он давал понять, что играет не ради денег, а просто получает удовольствие. А в закрытом футляре лежали «кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется»

Скрипач приходил, когда начинало темнеть. «Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней.» Он становился возле памятника и начинал играть. Прекрасное звучание скрипки наполняло сердца, проходивших мимо людей чувством невесомости и спокойствия, каждая нотка была сыграна от чистого сердца и с любовью. Музыканту казалось, что его игра делает вечер людей приятным и радостным. Он верил, что его музыка может унести душу человека в чудесный и волшебный мир. Это придавало сил.

И вот однажды, играя прекрасным осенним вечером, он увидел воробья, который прыгал по футляру в поисках еды. Не найдя и крошки, воробей «пошевелил ножками денежные монеты, взял из них клювом самую мелкую бронзовую копейку и улетел с ней неизвестно куда». Старику стало не по себе, ведь воробушек был голоден. На следующий день он открыл футляр с кусочком хлеба, надеясь, что птица вернётся. Так прошло четыре дня. Воробей всё не прилетал.

Однако на четвёртый день птичка прилетела, и, увидев приготовленное лакомство, стала жадно клевать его. Музыкант осторожно приблизился и стал наблюдать.

«Воробей был взлохмаченный, головастый, и многие перья его поседели; время от времени он бдительно поглядывал по сторонам, чтобы с точностью видеть врага и друга, и музыкант удивился его спокойным, разумным глазам. Должно быть, этот воробей был очень стар или несчастен, потому что он успел уже нажить себе большой ум от горя, беды и долголетия.»

С тех пор старик ждал воробушка каждый день и «перед тем как идти на бульвар, ежедневно крошил в футляр скрипки мягкий теплый хлеб». Воробей занял место в его сердце и стал каким-то родным. Может быть, потому что во взгляде бедного существа он увидел самого себя. Когда наступила зима, старик стал выходить намного реже, ведь снег и мороз были беспощадны.

Но не стоит забывать это ведь сказка, а в сказке все может произойти. В один ненастный день придя к памятнику и не обнаружив там футляр с едой воробей стал летать вокруг и его «понесло вдаль, на большой пустой высоте». Буря вынесла его в теплые края, где уже лето и зажил воробей, один, только скучал по скрипачу. Он ложился спать на скале «надеялся, что когда-нибудь настанет буря и она сорвет его, спящего, с камня и унесет обратно домой, на Тверской бульвар».

Конец у истории грустный, но по-другому у Платонова бывает редко.

Рассказ был написан в 1936 году и скорее всего Платонов очень просто и доступно показывает нам проблемы иммигрантов, уехавших и мечтающих вернуться. Он пытается донести, что, несмотря на райскую жизнь в чужой стране, любой человек, каждое создание тоскует по своей Родине.

Писатель безумно любил природу и всё живое. Он считал, что все живые существа равны с человеком. Также он любил разговаривать с растениями. Он верил, что они слышат и слушают его. Практически в каждом его произведении можно встретить животный и растительный мир.

Рекомендую всем, хорошая, добрая и грустная сказка.

Комментарии


Рассказ был написан в 1936 году и скорее всего Платонов очень просто и доступно показывает нам проблемы иммигрантов, уехавших и мечтающих вернуться.

Вот меньше всего Платонов думал об иммигрантах в этом рассказе)
Да и не сказка это, хотя Андерсеновские мотивы тут есть, а мистерия с пронзительной пушкинской нотой.
И путешествовал воробей не столько в тропики тёплые, а в тропики рая - в смерть. Откуда души и красота мира, добро, возвращаются на землю, не зная смерти.


Все может быть, рассказ один, а каждый трактует так, как его воспринимает. Ваш вариант интересен. Однако учитывая что это сказка, трудно сказать наверняка. Как вы объясните название рассказа?


Ну, понимаете, трактовка - это очень хорошо. Просто зная Платонова, иные трактовки кажутся... мимо)
Простите, но повторюсь, что это не сказка. Это принципиально важно. Платонов писал сказки, да, но они другие. Сама логика и пространство сказок - другие.
А у Платонова сплошное нарушение законов сказки, с потоком сознания живого существа и пространства в которое он был вовлечён.
У Платонова - сказочное происшествие. Также и у Достоевского его "Кроткая" - фантастическая повесть, хотя в ней нет ничего фантастического.
В этом плане я бы сравнил "сказочное и фантастическое происшествие" гениального рассказа Достоевского "Сон смешного человека" и рассказ Платонова.
Как объясняю название рассказа? Да тут всё просто. В первую очередь, читая Платонова, нужно учитывать его метафизические спирали символов и многих слов. В этом плане он близок Набокову, и без знания этого и без отслеживания этой символики, его творчество упрощается до безумия. потому многие видят в его творчестве всякие "колхозы", машину и тарабарщину языка.
У Платонова есть один рассказ с похожим названием - Родина электричества.
Разумеется, Родина играет огромную роль в творчестве Платонова, но именно это слово служит ему и прободанием мысли в иные измерения текста.
Потому и памятник именно Пушкину, с его африканскими корнями, словно прапамятью о рае голубом.
Родина - это и нечто небесное, и одновременно наша жизнь, которая наполняется небом и теплом, когда она полна любовью и музыкой.


Интересно, я не знаток творчества Платонова, но после ваших слов обязательно почитаю еще его рассказы :)


Ой, вы так подробно все расписали, что можно я оффтоп. Со мной тут Пелевин случился в этом году. Осталось дочитать несколько его романов, и после отложить запланированную фантастику, а почитать русских писателей и поэтов начала 20го века, в том числе Платонова. Посоветуйте, пожалуйста, как этот мостик лучше всего перекинуть, с чего начать?)


С чего начать?)
Ну, смотрите, если вы запланировали фантастику... у Платонова есть дивные, относительно ранние фантастические рассказы" Потомки солнца, Лунная бомба ( этот рассказ до странности похож на рассказ Брэдбери "О скитаниях вечных и о земле"... русская версия, хотя Платонов написал его много раньше), и повесть Эфирный Тракт.
Если вы хотите коснуться чего-то близкого к Пелевину, то это может быть его незавершённый и гениальный по поэтичности, нежному и печальному сюру роман "Счастливая Москва" ( он маленький, страниц 120).
Вот с него вообще хорошо начинать читать Платонова. Это камерный шедевр, где есть место и любви, её невозможности, космосу, его томления в человеке и душе.
Если вы хотите соприкоснуться с Платоновым поздним, так сказать пушкинского периода его творчества, где язык более прозрачен, хрустален, но символика так просто небесна, то вам лучше читать такие его шедевры рассказов: Река Потудань, Фро, Третий сын, По небу полуночи ( вообще рассказы 36... годов, плавно перетекающих, что логично, в его военную прозу. Если вас эта тема интересует, особенно если учесть, что так о войне ещё не писали, то обязательно для знакомства прочтите трагичный и совершенно небесный рассказ - Девушка Роза.
Рассказы о детях у Платонова очень хороши, такие как "Ещё мама", "Никита", "Железная старуха". Они совершенно не детские, хотя и детям будут интересны.
Да, напоследок: есть ещё прелестная повесть "Ювенильное море". Там чудесный гротеск и сюр, печаль и юмор ( юмор у Платонова изумителен, а то про него думают что он мрачный очень. Он разный)).
Вот если вам захочется улыбнуться, и чуточку погрустить, нежно, и помечтать, то - Ювенильное море.
А если хотите маленького "Хардкора", то обратитесь к его мрачнейшему шедевру-рассказу "Мусорный ветер", который отказались печатать и Горький прочитав его, называл его плодом бредящего сознания.
Удачи вам)


Огромное спасибо!