Больше рецензий

Count_in_Law

Эксперт

А мы тут плюшками балуемся...

24 октября 2019 г. 06:27

810

4

Мелочи копятся. Обиды копятся.
Копятся эти долбаные воспоминания.

Главным плюсом этой книги лично для меня стала вовсе не детективная интрига, которая, что бы там ни писали в других отзывах, не имеет ни одной логической нестыковки (просто нужно читать внимательнее и не обращать внимание на детектива, который тут служит не столько следователем, сколько функцией продвижения по путеводной нити чужих воспоминаний).
Тем более этим плюсом не является очередной заход на тему семейных драм и постукивающих костяшками в шкафу скелетов, когда муж годами по мелочи унижал жену неуважением, а она теперь вынуждена мучиться вопросом, не он ли грохнул свою тайную любовницу.
Всё самое важное, на мой взгляд, скрыто в глубине - в фоне, на котором происходят события, и в мыслях, которые возникают в связи со всем этим.

Фелисия Йап сотворила восхитительную штуку.
Она воспользовалась яркой оберткой модного со времен всяких "Девушек в поезде" бытового отношенческого триллера, но упаковала в неё нечто гораздо более серьезное - рассуждение об избирательности памяти, возможных манипуляциях с ней и мелочах, из которых складывается наше отношение к людям.
Ради этого ей пришлось прибегнуть к смелому шагу: ввести в узнаваемый современный мир один мощный фантдоп - потерю памяти всеми гражданами после определенного возраста.
(Если кому-то хочется придраться, почему всё происходит именно так, сначала разберитесь с тем, почему, к примеру, клоун в "Оно" Стивена Кинга вылазит из своей канализации ровно раз в 27 лет, а потом возвращайтесь и обсудим тему того, что порой надо просто принять правила мира, изначально заявленные автором, и не искать им объяснения в случае, если всё остальное в них логично вписывается.)

Итак, в книге Йап мы имеем не просто забывчивое народонаселение, но общество, разделенное на классы, между которыми, как водится в человеческом социуме, сразу возникает пропасть.
Моно помнят только один день своей жизни (вчерашний) и утрачивают долговременную память в 18 лет (всё, что произошло с ними до наступления этого возраста, нормально сохраняется и используется).
Дуо, которых среди людей всего 30%, помнят целых два дня и позже впадают в беспамятство, только к 23-м годам. Это дает им возможность получить нормальное образование, наработать больший культурный и прочий багаж и вообще ставит их в заведомо более выгодные условия существования.
Отношение к моно как к гражданам второго сорта проявляется в основном в мелочах, в бытовом снобизме, однако и здесь накал неприятия достигает такого градуса, что рискнувшие попробовать себя в литературном творчестве моно вынуждены собираться тайно, дабы избежать насмешек и издевательств со стороны самодовольных дуо.

Однако "Вчера" - это не только острая социалочка на тему тотального социального шовинизма, ищущего себе проявление даже в безоблачном обществе беспамятливых счастливчиков.
Роман до краев наполнен деталями, каждая из которых заставляет задуматься о наших отношениях с собственной памятью и её влиянии на наши поступки.
Возьмем хотя бы специально изобретенное Стивом Джобсом устройство "айдай" - цифровой аналог дневника, в который каждый человек записывает то, что считает нужным сохранить в памяти.
Тут вам и мысли о ненадежности бумажных записей, и о том, сколько впечатлений необходимо доверить дневнику, чтобы потом вспомнить самое нужное. Адекватность поисковых запросов (читай - отбора информации), чтобы найти в дневнике необходимые сведения. Законодательно установленные правила доступа к чужим дневникам в соотношении с тайной частной жизни. Заявленная в рекламе устройства возможность "последующего редактирования". Понимание того, что "факты из прошлого - это проклятие, особенно когда оглядываешься и понимаешь, что все можно было сделать намного лучше".

Всего один фантдоп, а спорить с друзьями о его реализации и последствиях подобного можно еще пару дней точно.
Проверено - и с большим интересом и удовольствием.

Память равна фактам, которые ты решила в ней сохранить. Мы все - жертвы предпочтенного нами прошлого.

Приятного вам шелеста страниц!