Больше рецензий

Konrud

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 октября 2019 г. 22:55

784

5 О, одиночество, как твой характер крут ...

Дневники девушки, жившей в конце 19 века и самом начале 20-го. Одна из первых русских феминисток Елизавета Дьяконова.
Дневники с самого детства, лет с десяти. Вначале - детские записи, не очень умные, про подружек, как они ее не понимают... Но лет с 13... 14 у нее очень расширился горизонт, она резко поумнела и стала писать поразительный для такой молоденькой девушки вещи - про жизнь, про желание жить самостоятельной жизнью, самой зарабатывать, не зависеть от мужа, учиться, учиться настоящей профессии, много про отношение к религии, про отношения с мамой, про смерть близких и отношение к смерти. Про книги, которые прочитала. Про отношения со знакомыми - друзьями, подругами, просто случайными знакомыми, про их разговоры. Очень живо протестует против стереотипов общества, за самостоятельность, страстно настаивает, что женщины должны иметь свободу. Рассказывает про свою первую попытку самой зарабатывать - попробовала дать объявление о том, что готова заниматься уроками и какой это вызвало скандал среди родных. И одновременно много переживает, что не красивая, что никто ее не полюбит и она никого не полюбит - такие юношеские комплексы. Я посмотрел в интернете, там есть фотографии, хоть и не много. Мне кажется - вполне симпатичная была, тонкое лицо, пышные волосы, хорошие глаза. Не конфетка, но приятная девушка. Много интересного о познании жизни. Рассказывает в 16 лет, как к ней приходили свататься. Как ей рассказали, что существуют публичные дома (раньше не подозревала о них) и как глубоко это ее оскорбило ...
Очень своеобразная и одинокая по складу характера личность. Очень требовательная к себе, порой - до истеричности. Если уж вера, то с многочасовыми стояниями на коленях, а потом сложный переход к какому-то варианту безверия. Большая склонность к самоанализу, но при этом - частые увлечения модными тогда условно "практическими" идеями о всеобщей братской любви, идеальном образовании. Мечтала открыть свою школу в провинции, но чтобы без преподавания Закона Божьего - это после того, как отошла от религии. Считала, что сестра погубила себя, выйдя замуж, лишила себя всякой будущности и отрезала возможность саморазвития. Тургенева не могла толком читать, потому что уж слишком много любви, зато преклонялась перед Толстым. Часто - очень мнительная. В 22 года тяжело заболела - фурункулы по телу и особенно на ногах. И ей пришло в голову, что это - наследственное от отца. Даже не знаю - что она у себя заподозрила. Похоже - наледственный сифилис, так как была уверена, что отец до женитьбы вел безнравственную жизнь - имел любовницу. Трудно сказать по описаниям, но болела долго, несколько месяцев. Немного похожа на Водовозову. Но, у Водовозовой, мне кажется, было гораздо больше оснований упрекать свою мать - та была по-настоящему нетерпимой, а у Дьяконовой скорее - слишком равнодушной к детям. Правда - категорически возражала против поступления на Бестужевские курсы, но всем дала гимназическое образование. Интересно и немного забавно читать о быте купечекого слоя (они были из купцов) - стремление к патриархальнолсти, чтобы дочки думали только о замужестве, никакой самостоятельной жизни, тем более - нравственных исканий. Но, не Кабаниха - просто вот такая смесь традиций и уже нового времени с обязательным и достаточно открытым гимназическим образованием.
Интересно, что ее двоюродная сестра была замужем за известным впоследствии литовским поэтом Балтрушайтисом и они были хорошо знакомы. Но он на нее не произвел никакого впечатления и отзывается она о нем местами довольно небрежно. "Некоторые строки в стихах неудачны, но он не стремится их переделывать. Так не должен вести себя истинный поэт, значит он не истинный".) Забавно читать такую оценку поэта, который ныне причислен к классикам.
Очень интересно, и очень жаль только, что так трагически оборвалась жизнь этой своеобразной молодой женщины.
В приложении к дневникам - пара статей, посвященных правам женщин. Очень логичных и страстно написанных. По ним видно, что автор дневника и автор статей - несколько разные люди. То есть - человек один, но раскрывается с разных сторон. Дневник - прежде всего передает чувства, а статьи - они написаны с упором на логику.
Чтобы получить более широкое представление об авторе, задумался о книге Басинского, посвященную Дьяконовой. Но, предварительно решил прочитать рецензию на нее. Судя по рецензии, книга мне вряд ли понравится и читать ее пока не буду. Какое-то ощущение, что Басинский перед Дьяконовой задирает нос и без малейших к тому оснований. В частности - пишет, что дневники стали известны только благодаря возможному самоубийству автора. Так ли? Многие ли вели такие подробные и такие интересные дневники? Пусть Басинский по себе не равняет - кажется, он уверен, что его словесные извержения имеет непреходящую ценность. Имею сомнения. )