Больше рецензий

19 октября 2019 г. 17:44

2K

4 ПОЧЕМУ МОСКВА КВАКАЕТ?

Или бытописание советской действительности последних лет Сталина.

Филфак стал обстоятельством для пробуждения моей любви к Василию Аксёнову: «Затоваренная бочкотара», «Остров Крым», «Москва-ква-ква», (самое-самое!) «Коллеги». Ведь все произведения автора - гений, юмор, любовь к родине посредством воспоминаний, желание привести к совершенству систему управления и жизнь обычных людей. Можно сказать, утопия, но мечтать не вредно!

«Москва-ква-ква» вышел в 2006 году и стал неким подобием мемуаров (хотя «Таинственная страсть» куда больше подойдёт на эту роль), а также смело можно назвать бытописанием одного московского дома советской элиты (читайте: модели всего советского государства). Его жильцы много думают, размышляют о своей стране и ее пути. Все знают, как надо, но дальше этих элитных "кухонных" разговоров не идёт, поэтому Москва квакает.

Действие романа происходит в (или в непосредственной близости) одной из сталинских высоток на Яузской набережной, архитектура которой сравнима с лабиринтом Минотавра. Основная масса событий приходится на 1952 год и завершается воспоминанием Таковского кануном смерти вождя.

Несмотря на советские реалии, все мироздание в романе переплетается с греческими мифами: Тезей (поэт Кирилл Смельчаков), Минотавр (сами знаете кто), Ариадна (одна из героинь), странствия по морям, борьба, любовь, нить, указующая путь.

Когда роман был представлен автором и готовился к массовой печати, вокруг него разгорелись жаркие споры обозревателей. А предметом стал Кирилл Смельчаков, лётчик, лауреат, волшебным образом друг Сталина. Кто-то увидел в нем аллюзию на Константина Симонова, но его быстро опровергли.

Вообще роман интересен самим контекстом, культурными и историческими вплетениями (безусловно, для его понимания нужна подготовка: знания по истории 20 века и античной культуре), поэтому необычна игра автора с формой. В тексте переплетаются стихи, ритмическая проза, а какое невероятное стилистическое сочетание! Здесь и пародия, лиричность, озорство и желание быть свободным! Все это можно назвать одним словом, которым описал весь свой творческий процесс сам Аксёнов, - «кайф»!

Интересен образ отца народов (раньше так четко в литературе я не видела его, да ещё и с такого ракурса). Иосиф Виссарионович испуганный, загнанный в угол, маниакально во всех и всем видящий угрозу, с подорванным нервным здоровьем. Совсем нетипично для этой величественной фигуры, выигравшей войну в качестве главы военного штаба! Тем не менее он тоже человек, столкнувшийся с оборотной стороной своей славы и мощи. Поэтому он никому не может доверять (к тому же отличная интуиция)-ему нужен товарищ, с которым легко, им становится ночной телефонный собутыльник самый популярный поэт, со временем превратившийся в единственного надежного подданного, а его невеста - в идеал женщины, необходимый новому государству, а это - то, к чему стремились все советские люди.

Вообще роман оставил хорошее впечатление(это же Аксёнов), поэтому забрасывать знакомство с творчеством его автора совсем не хочется. Уже много лет мне нравится сериал - экранизация его семейной саги «Московская сага», так что очень хочется познакомиться с текстом. Такая же история и с «Таинственной страстью».