Больше рецензий

Raziel

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 октября 2011 г. 21:17

633

4

Довольно интересный научно-фантастический роман о превратностях времени, провозглашающий высшими ценностями свободу выбора человечеством своего пути и устремление к звездам. Прекрасные идеалы, которыми следует любоваться издалека, потому что при ближайшем рассмотрении они начинают казаться, по меньшей мере, сомнительными… Фрэнк Герберт говорил, что в полной мере обладаешь лишь тем, что можешь уничтожить, и в этом смысле Вечность Азимова представляется не самой худшей из альтернатив человечества. Более того, в сущности, автор предлагает сменить шило на мыло, ведь человечество отнюдь не коллективный разум, и решение, скажем, сбросить на кого-нибудь ядерную бомбу принимается вовсе не общечеловеческим референдумом, а точно таким же аналогом Совета Времен, вот разве что страховочную сетку натянуть некому. Что же касается устремления к звездам, тут вспоминаются слова уже другого фантаста, автора «Хроник Нарнии» Клайва Льюиса: «Будем молиться, чтобы человеческая раса никогда не покинула Землю, распространяя свое зло повсеместно». С этим можно поспорить, но в мечту о покорении космоса Азимов вкладывает какой-то чисто дарвинистский душок – размножиться и занять все близлежащие ареалы обитания, пока другие не понаехали. Тут уж не до звездной романтики. Что интересно, сюжет романа завернут таким образом, что клин вышибается клином, и от одного «зла» предлагается избавиться точно таким же злом, только куда большего размаха, а судьба человечества из рук немногих и вовсе вручается в руки одного, причем давно уже растерявшего адекватность из-за хронического спермоинтоксикоза головного мозга. Но все это лирика идейных подтекстов.

Сам же роман представляет собой почти классическую детективную историю в бесконечном королевстве кривых зеркал Времен и Реальностей, полном тайн и загадок в духе необъяснимого исчезновения человечества в далеком будущем и предшествующих ему Скрытых Столетий, дорога в которые по неизвестным причинам закрыта даже для Вечных. Все здесь – не то, чем кажется на первый взгляд, а если хотите, чтобы реальность запуталась еще больше, – шерше ля фам. Как и в любой по-настоящему хорошей детективной истории автор разбрасывает по ходу повествования ворох странностей, позволяющих внимательным читателям самостоятельно сложить пару кусочков головоломки, но даже самые умные суслики получат бампером по морде на особенно крутых поворотах сюжета. К чести Азимова, он не бросает читателя на произвол судьбы, а берет его за руку и проводит по всем лабиринтам временных парадоксов (ну или почти всем... к примеру, само возникновение Вечности - парадокс категории курицы и яйца - благополучно зависает в воздухе) и извилистым коридорам своей прекрасно продуманной вселенной. Тем досаднее, когда в одном из ключевых поворотов сюжета автор допускает глупейший промах, противореча не только логике, но и самому себе. Тем не менее, сюжет от этого нисколько не теряет увлекательности, а по прочтении книга определенно «заставит задуматься».

Комментарии


А в каком месте он допустил «глупейший промах»?
Я смутно припоминаю какие-то смутные мелкие неточности, но слишком смутные и слишком мелкие...


Еженедельник, благодаря которому они нашли Купера. Будучи в Вечности, он никак не мог измениться от воздействия на Реальность.


Насколько я понял, объявление было подано Купером еще до изъятия журнала в Вечность.
Т. е. сначала Купер понял, что его оставили «не в том» прошлом и разместил зашифрованное объявление, а лишь потом Харлан начал собирать подшивку журнала.
Соответственно, это объявление всегда, во всех версиях Реальности, присутствовало в журнале. Просто на него не обращали внимания.
Нет?


В то же самое мгновенье, в которое Купер был послан в 20-е, в соответствующем выпуске журнала появилось это объявление.


Журнал, который Харлан «выдернул» из Времени в Вечность, в свою коллекцию, уже содержал данное объявление.
Иначе и быть не могло.
Ведь если бы объявления в журнале не было, это бы означало, что Купер не попадал в 20 век. То есть Вечность не была бы создана изначально.


Предлагаете вычеркнуть из книги вышеприведенную цитату?)

Ведь если бы объявления в журнале не было, это бы означало, что Купер не попадал в 20 век. То есть Вечность не была бы создана изначально.


А он и не попадал в 20 век, пока Харлан не совершил это изменение. Маллансон, напомню, открыл темпоральное поле в 24-м, а не в 20-м. Кроме того, такой подход отрицает саму возможность изменения прошлого. Если объявление в еженедельнике было все это время, еще "до того", как Купер отправился в прошлое, значит еженедельника в Вечности вообще быть не могло, потому что не было самой Вечности. Ведь в двадцатом веке она уже была уничтожена Харланом еще "до того", как он отправился вслед за Купером.


В вышеприведенной цитате я не вижу никакого недочета.
Насколько я понял, Купер всегда попадал в 20 век из-за вмешательства Харлана, после чего подавал объявление, а Харлан возвращался за ним в 20-й и переносил его потом в 24.
Это что-то вроде временного цикла, когда события шли по кругу из раза в раз. И каждый раз Харлан выполнял свою роль честно, перенося Купера на четыре века вперед (что делало возможным существование Вечности).

Разрыв цикла произошел только в самом конце книги, когда на одном из витков Харлан отказался разыскивать Купера.


Насколько я понял, Купер всегда попадал в 20 век из-за вмешательства Харлана


Очень сомневаюсь, честно говоря. Твиссел трактовал это именно как отклонение, последствия которого обратимы без ущерба для основного курса. Конечно, он мог и не знать, но Харлан отправил Купера в двадцатый век не просто так, а благодаря изменению, которое произвела Нойс своим появлением в его жизни. При этом сама Нойс, очевидно, не является частью маллансонова круга: чтобы разорвать его, из нескольких возможных она выбрала именно этот способ и именно эту Реальность, в которой Харлан в нее влюбляется.

после чего подавал объявление, а Харлан возвращался за ним в 20-й и переносил его потом в 24.


Вот именно что "после чего подавал объявление", здесь прямая причинно-следственная связь. А по-вашему выходит, что действия Купера как бы изначально детерминированы, а Харлана почему-то нет. Допустим, еще до того, как Купер узнал о предстоящем путешествии прошлое (в результате чего он даст объявление), объявление в газете уже присутствовало. Получается, результат его действий в этом витке уже был каким-то образом определен, несмотря на то, что он этих действий еще не совершал (и даже не подозревал о них). Если результат его действий уже давно проявился, почему же в таком случае не проявился результат действий Харлана в том же веке? Выходит, у Харлана есть право на неопределенность и принятие иных решений, а у Купера такого права почему-то нет.


Если развить мысль о существовании нескольких Куперов-Маллансонов, раз за разом повторяющих цикл и создающих Вечность, то можно допустить существование таких же нескольких Нойс, которые раз за разом выбирают один и тот же способ разорвать этот круг.

А по-вашему выходит, что действия Купера как бы изначально детерминированы, а Харлана почему-то нет.




Почему же, поступки Харлана точно так же были расписаны до самого конца: он отправляет Купера не в тот век, потом, поддавшись влиянию Твиссела, разыскивает его и переносит в нужный век. Само существование Вечности указывает на то, что Харлан из цикла в цикл добросовестно выполнял эту задачу, а Нойс (предполагаю) раз за разом терпела поражение, а Нойс впервые побеждает.
Разрыв цикла происходит в тот момент, когда Харлан вдруг решает не искать Купера.

Ну, у меня такое видение картины (со скидкой на то, что я, вероятно, уже не помню каких-то мелочей).


Что касается Нойс, думаю, возможно и так, и эдак. В конце концов, никакого определенного ответа на этот вопрос книга не дает, тут можно только гадать. А по поводу остального, видимо, мне никак не удается объяснить свою мысль внятно... Я говорю о нарушении причинно-следственной связи. Вечность была уничтожена (следствие) только после того, как Харлан отправился в прошлое и совершил соответствующее действие (причина). А в случае с Купером по-вашему выходит, что следствие (объявление в газете) наступило еще до причины (Купер отправился в прошлое и оставил его). При таком раскладе Купер мог бы вообще не отправляться в прошлое - объявление все равно уже напечатано. Он мог бы отправиться в прошлое и подобно Харлану изменить свое решение, отказавшись от идеи дать объявление, однако Харлан все равно найдет его в подшивке. Из-за случайной вариации он мог бы отправиться в 21 век, но Харлан все равно полетит в 20-й, потому что именно там напечатано пресловутое объявление. Как-то некошерно получается, разве нет? В вопросе объявления за Купера уже кто-то все решил. Ему и делать-то ничего не надо.


Спасибо за интересную рецензию :),
А смотрели, может быть, лет 10 лет австралийский сериал "Девочка из завтра", там была одна часть с одноименным названием - случаем, не по книге снято?


Сериал не смотрел, но очень сомнительно... Да и названия все же разные: The End of Eternity / Tomorrow's End.