Больше рецензий

Amid29081992

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 октября 2019 г. 13:33

3K

4 Художествееная философская притча.

Третья встреча с Гессе оказалась самой своевременной для меня. Если за Игру в бисер я взялся слишком рано и мало что там понял, то Степной волк очень впечатлил стилистически, но для проникновения вглубь множества подтекстов и философских размышлений я тоже был ещё зеленоват. Что касается Сиддхартхи, то я считаю эту повесть самым простым произведением автора из трёх прочитанных мной. Большинство мыслей, которые изложены в книге, понятны многим из нас хотя бы на интуитивном уровне. Главная проблема в том, что облечь эти истины в понятные другим и самому себе слова может только настоящий мастер пера. Повторение столь важных для каждого философских мыслей никогда не станет лишним, на мой взгляд. В этом и заключается огромная ценность Сиддхартхи и подобных ей произведений.

Я не могу сказать, что эта повесть открыла мне Америку, однако мне было приятно пообщаться с её персонажами. Скажу больше – в главном герое, который описан в начале произведения, я вижу своё нынешнее отражение. Странствующий философ, постоянно ищущий свой путь, не признающий практически никаких авторитетов и слишком занятый тем, чтобы искать, а не находить. Сейчас это для меня особенно актуально на этапе профессионального самоопределения, когда есть несколько вариантов дальнейшего развития и так сложно между ними выбрать…. Поделюсь с Вами цитатой, ставшей для меня ключевой в книге:

Что же я могу сказать тебе, достопочтенный? Разве то, что ты слишком много ищешь; из-за чрезмерного искания ты не успеваешь находить.
– Как так? – спросил Гоминдан.
– Если кто-нибудь очень усердно ищет, – сказал Сиддхартха, – то глаз его становится нечувствителен ко всему, помимо того, что он разыскивает, и тогда он ничего не замечает, ничего не воспринимает, потому что его мысль всегда занята искомым, потому что у него есть цель, и он одержим этой целью. Искать – значит иметь цель. Находить же – значит быть свободным, оставаться открытым для всяких восприятий, не иметь цели. Ты, достопочтеннейший, видно, и в самом деле принадлежишь к числу искателей, ибо, поглощенный своей целью, не замечаешь многого, что у тебя перед глазами.


Вот это как про меня сказано просто! Стопроцентное попадание в точку!
Сразу оговорюсь: я не питаю иллюзий относительно того, что смогу когда-либо достичь и половины тех духовных высот, которые были доступны главному герою повести. Однако вовремя задуматься о действительно важных вещах благодаря одной фразе – это здорово!

Теперь немного о том, как эта повесть попала ко мне в хотелки. Сиддхартху посоветовала нам преподаватель в институте психоанализа. Тогда меня зацепила одна её мысль: «вся психотерапия отвечает буддийской этике. В этой религии есть понятие мудро или глупо, в отличие от христианства, где основными понятиями являются хорошо или плохо». Тогда я задумался над тем, что мне действительно может быть интересна эта книга, хотя я далек от религии, ведь к философии я всегда отношусь с большим уважением и интересом. Сиддхартха – в первую очередь философская притча, а потом уже религиозный трактат.

Очень хорошо, что я прочел именно эту книгу, а не священные тексты буддистов, например. Уверен, что при выборе второго варианта я бы довольно быстро заснул. Одно из главных достоинств книги – это художественный стиль изложения. Повесть написана шикарным языком. Слова льются у Гессе, словно мотив классической мелодии для медитации. Легко, ненавязчиво, не успевая надоесть, а лишь полнее погружая в себя с каждым новым аккордом.

Я изначально боялся, что книга и изложенные в ней аспекты буддийского учения окажутся слишком сложны для понимания «земного» человека. Однако я ошибался. Как раз благодаря отличному языку и совсем небольшому объёму книга читается очень легко и довольно быстро, это огромный плюс для меня!

Подводя итоги, могу сказать следующее: в силу ограниченности своей личности я пока не могу принять на веру многое из того, о чем пишет в этой книге Гессе. И всё же умом понимаю, что жизнь с таким настроем гораздо легче, чем с тем, который есть у меня. Вашему покорному слуге ещё далеко до пробуждения и нирваны))) Однако хорошую встряску произведение даёт, а это всегда ценно. Ещё мне не хватило информации о судьбе сына главного героя в концовке. Учитывая эти 2 фактора, я ставлю книге 4 звезды, но обязательно буду читать Гессе ещё!

Прочитано в рамках 13-го тура Игры в классики. Автор по выбору.

Комментарии


Сиддхартху посоветовала нам преподаватель в институте психоанализа. Тогда меня зацепила одна её мысль: «вся психотерапия отвечает буддийской этике. В этой религии есть понятие мудро или глупо, в отличие от христианства, где основными понятиями являются хорошо или плохо».

Эрих Фромм в своей книге «Дзен-буддизм и психоанализ» подробно рассматривает общие черты и различия дзен-буддизма и психоанализа. Он подчёркивает, что, как это ни парадоксально, но восточные религиозные представления оказываются, по сравнению с западными, ближе по духу западному рациональному мышлению.