Больше рецензий

rijka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 октября 2019 г. 13:02

765

4

Нам очень не хватает знаний о повседневности, той информации, которая в момент написания той или иной книги была само собой разумеющейся. Кому-то общая эрудиция не позволяет спотыкаться на фразах, вроде "комбриг достал планшет" или "мы решили ехать на машине", при описании событий середины XIX века, а кому-то эта книга позволит по-новому прочитать произведения Чехова,Толстого или Айтматова. Как выглядели первые поезда, как продавали билеты и решали вопрос с отсутствием онлайн-базы, как кормили в поездке и как обогревали состав, какую невероятную работу выполняли сотрудники железной дороги на заре ее существования. Автор - настоящий фанат и всеми силами пытается если не привить читателю эту же любовь и уважение к поездам и людям, работающих на них, то хотя бы поделиться тем невероятным объемом информации, что накопил за время своей работы в этой сфере. Немного утомляет безусловное восхищение бытом и нравами дореволюционной России, органично переплетающимися с честным описанием существовавших уже тогда проблем: тут и взяточничество, и пьянство, и воровство, но, видимо, это положительное и исключительно патриархальное взяточничество, пьянство и воровство.
Для меня последней каплей такого восхищения стала глава, посвященная архитектуре железных дорог, мой внутренний историк архитектуры возрыдал:

Никаких «типовых проектов» не признавалось — это изобретение уже советской власти с ее пресловутой унификацией всего, что окружает человека (включая его самого).

Слышите, сборники проектов образцовых фасадов для уездных городов, слышите, альбомы с типовыми проектами храмов, а вы слышите, альбомы чертежей зданий, путей и мостов, выпущенные железнодорожным ведомством - вас никогда не было и быть не могло. Безусловно, вокзалы в Москве и других крупных городах выполнялись маститыми архитекторами, так и в советское время их тоже проектировали индивидуально, а вот какая-нибудь станция третьего класса, так она что в ХХ веке была типовой, что в XIX, наши предки счет деньгам тоже знали, а унификация отнюдь не изобретение Кагановича. Это привнесение личностного отношения в книги немного сумбурно и не совсем логично, но удовольствие от чтения совсем не портит. Почти совсем не портит, все-таки за советских архитекторов мне обидно.