Больше рецензий

LeRoRiYa

Эксперт

Тысячи жизней вместо одной

8 октября 2019 г. 03:41

1K

5 И вновь писатель со скелетами в шкафу и творческим кризисом!

У каждого человека существует три жизни: общественная, личная и тайная (Габриэль Гарсиа Маркес)

Примечание. Не читайте аннотацию к этой книге. Она имеет мало общего с действительностью.
О себе
У меня уже довольно богатый опыт знакомства с творчеством французского писателя Гийома Мюссо. Его книга "Бумажная девушка", ставшая для меня первой в истории исследования библиографии второго по продаваемости современного французского писателя, входит в мой личный десяток книг, обязательно рекомендуемых к прочтению, а сам автор прочно угнездился среди моих любимых прозаиков. Конечно, я прочла еще далеко не все его книги, но пока ни одна из них меня не разочаровала. Я неизменно ставлю пять звезд из пяти каждому произведению Мюссо, которое попадает в мои руки. "После", "Прошло семь лет", "Девушка из Бруклина"... и вот теперь эта книга. Я вновь очарована и вновь даю себе слово продолжать знакомство с автором, путешествие по его мирам и погружение в его мысли.

Об оформлении книги и авторском стиле

Вообще-то я определенно в восторге от оформления серии "Поединок с судьбой (проза Гийома Мюссо и Тьерри Коэна)", причем в восторге настолько, что приобрела давно мной прочитанную в электронном виде и вызвавшую восторг историю "Я выбрал бы жизнь" именно в этом формате, а также купила "Бумажную девушку", "Девушку из Бруклина" и "Девушку и ночь". Возможно приобрету и "Тайную жизнь писателей", которая выйдет в ноябре этого года. Пока не уверена, но планирую.
Твердый переплет, белая бумага, приятный глазу, но не слишком крупный шрифт, да и поля в меру - не широкие и не слишком узкие (а многие сейчас грешат запредельностью их размеров). Само издание имеет интересную структуру - оно разбито на пролог, три части со сквозной нумерацией (18 глав) и эпилоги, которых в книге целых два, как впрочем и пролога, каждый из которых имеет свое название. В свою очередь в каждой главе есть свои структурные единицы - нумерованные, ненумерованные, озаглавленные именем того или иного персонажа, от лица которого идет повествование, либо просто отделенные звездочками. Словом, книга идеально подходит для тех людей, которым в "Охоте на снаркомонов" попался пункт "Произведение со сложной композицией" (мне самой пару лет назад пришлось изрядно помучиться в поисках книги, которая подошла бы под это определение). Так что милости прошу, вдруг кому пригодится.
Кстати, книга как обычно пестрит эпиграфами из других известных произведений и отсылками к творческим изысканиям других людей - Патрика Зюскинда, Джеффри Евгенидиса, Милана Кундеры и т.п. - это из запомнившихся, потому что с их творчеством я знакома. Как всегда любопытно было увидеть ссылки на множество французских авторов, о которых я раньше даже не слышала. На самом деле мое знакомство с французской литературой весьма поверхностно: Стендаль, Бальзак и Золя - из классики; Мюссо, Коэн, Уэльбек и Леви - из современных авторов. И это пожалуй все, кого я назову навскидку. Но хоть изобилие умных мыслей в легкой и интересной форме - это фирменная фишка Гийома Мюссо, главное очарование ег книги, конечно, не в этом, а все-таки в сюжете.

О героях книги

Ведь это привилегия писателя, нет? Придумывать истории и таким образом бросать вызов действительности. Не только для того, чтобы сделать ее лучше, а еще и для того, чтобы сразиться с ней на ее собственной территории. Исследовать ее, чтобы потом ловчее ниспровергнуть. Познать ее, чтобы со спокойной совестью противопоставить ей другой мир.


Это уже третья (и учитывая готовящуюся к выходу "Тайную жизнь писателей", не последняя) книга Мюссо, главным персонажем которой является писатель. Как и Том Бойд из "Бумажной девушки" и как Рафаэль Бартелеми из "Девушки из Бруклина". И если у первого был "синдром чистой страницы" из-за расставания с женщиной, которая как ему казалось, была смыслом всей его жизни, а второму стало не до писательства, потому что жизнь поставила его в положение отца-одиночки, то герою "Девушки и ночи" Тома Дегале до памятного мая 2017 года вообще было не знакомо понятие "творческий кризис". Его книги были слишком важны для него, чтобы думать о том, что можно взять паузу. Они спасали его от реальности, от мрачной тайны, которая двадцать пять лет назад навсегда изменила его жизнь...

А двадцать пять лет назад Тома Дегале был студентом-бакалавром лицея Сент-Экзюпери, которым заведовала его мать, Аннабель Дегале - наполовину итальянка, наполовину австрийка, которая, впрочем, вышла замуж за француза и родила ему троих детей - двух сыновей и дочь. Он дружил с парнем по имени Максим Бьянкардини, восхищался его отцом Франсисом, о котором ходили разные легенды, вплоть до связи с мафией. Еще одной его подругой была Фанни, мечтающая стать врачом. Но все его мысли занимала другая сокурсница - Винка Рокуэлл, чьи родители погибли в автокатастрофе, а единственный родственник - дедушка Алан Рокуэлл обладал немалым состоянием. Впрочем, Винка была рыжей бестией, в которую нельзя было не влюбиться и это не зависело ни от каких денег. И вот роковой ночью в субботу 19 декабря 1992 года девятнадцатилетняя Винка и ее двадцатисемилетний преподаватель философии Алексис Клеман бесследно исчезли. Основной версией полиции было то, что эти двое были влюбленной парой и сбежали вместе. Однако Тома, Максим и Фанни точно знали, что эта версия не имеет ничего общего с правдой. И вот перед ними открывается перспектива вскрытия ужасной истины: в 2017 году празднуется юбилей лицея, преподаватели и ученики съезжаются со всего мира - и все вот-вот узнают, что же на самом деле тогда случилось... Вот только правда ли то, что знают о той ночи эти трое? Только ли они трое знают, что случилось? И что их на самом деле ждет - позор и тюрьма или еще что похуже? А тут еще под ногами крутится давний "заклятый друг" и сокурсник Тома - Стефан Пьянелли, ставший журналистом и роющий землю в поисках сенсации.

Надо сказать, что сюжет закручен мастерски. Тут поднимаются важные и вечные вопросы: жертвы, на которые способны родители ради своих детей, попытки убежать от самих себя разными способами, страх, преследующий вас из-за секретов в прошлом и то, что тайное всегда становится явным, сколько бы не прошло времени. Винка Рокуэлл вызывала у меня противоречивые чувства - от раздражения до сочувствия. Но окончательно жаль мне ее стало только тогда, когда выяснилась правда. Любовь порой бывает крайне изощренной и уничтожающей. Вся эта история - тому доказательство.

Книгу советую к прочтению, как и другие романы автора.

Книга прочитана в рамках игры "Книжная полка" (октябрь 2019)

Комментарии


Давно ничего не читала у Мюссо. Мне понравилась только его "Бумажная девушка", остальные же показались слишком однотипными и напыщенными.
Но, после твоей рецензии захотелось вернуться к Мюссо)) возьму этот роман на заметку))


А мне его книги очень нравятся, хотя некоторая однотипность вних конечно есть.