Больше рецензий

5 октября 2019 г. 15:10

1K

4

Литература французская меня не интересовала никогда, и это мой пока что единственный прочитанный роман Гюго. Но и взятый наугад, без всяких ожиданий, роман произвёл на меня очень глубокое впечатление, причём одновременно как положительное, так и отрицательное!
Девяносто третий год – это конечно про французскую революцию, а именно, про события конкретно того года, да и то не все, а выборочно, сюжетно. Это год автор в самом романе много раз выделяет как важный, переломный, но (стыжусь) в силу незнания всех исторических подробностей, я так и не могла понять его аргументов (Разве не было там важного переворота в 95-м году? А Наполеон разве недостаточно переломный?).
Резко негативной оценкой произведение обязано своей непонятной, никуда не годной структуре. Оно начинается с бодрой завязки, нам показывают одну сторону конфликта, потом другую, начинаются даже какие-то приключения, и только ты втягиваешься – действие переносится в Париж, и… И всё! И потом целую треть романа автор будет просто описывать Париж! Со всякими историческими отсылками, конечно, с очевидно остроумными характеристиками деятелей революции, с глубокомысленными рассуждениями… Но просто описывать! Бессюжетно! В полном отрыве от основного действия и персонажей! А потом мы наконец-то перенесёмся обратно, чтобы… узреть самую развязку романа! Вот буквально так выглядит этот роман: «В Вандее начинается мятеж, как опасно, как интересно, что же будет дальше? – Кстати, в Париже у нас тут такой замечательный народ живёт, они сбрасывают статуи короля, они читают воззвания, вообще такие революционные, а тут у нас здание конвента, у него такие-то стены (!), такие-то колонны (!!), такие-то статуи стоят на таком-то этаже (!!!), в нём заседают разные известные люди, такой-то делал тут то-то, а такой-то то-то, а такой-то то-то. – Ах, да, мятеж в Вандее почти подавлен, осталась только последняя битва, вот про неё мы на последних 50 страницах и напишем». Серьёзно?! Роман, из которого как будто вырвали середину, всё постепенное развитие событий, и вставили вместо этого кусок справочника деятелей революции! Если вы ещё не читали, я на полном серьёзе вам советую: просто пропустите всю главу «Конвент»! Из сюжета ничего не потеряется, а заодно почти избежите второго бича этого романа – реалий. Во всех комментариях пишут, что Гюго проводил серьёзную работу с документами для написания этого романа. Он конечно, молодечик, но… может не стоило? Текст доверху нафарширован именами собственными, т.е. упоминаниями участников революции, и обильно полит соусом из географических названий. Я понимаю, для самого Гюго и для его более вовлечённых читателей это, должно быть, было легко узнаваемо и очень важно, но для читателя из другой страны и другого века… Нет, уже слишком скучно! Как я честно ни пыталась (читала с комментариями), не смогла проникнуться необходимостью этих отсылок.
Но если читатель продрётся сквозь невнятную середину, он вдруг выйдет на такую творческую вершину, что просто дух захватывает! Последняя треть меня волшебным образом поразила (особенно на контрасте, когда благодаря «Конвенту» я уже готова была отбраковать книгу)! Действие быстро набирает обороты, герои в очень трудных ситуациях, обстановка всё время меняется, читатель на краешке стула. Одно из редких произведений, где так шикарно действие уходит в крутое пике буквально на последних главах – чтобы оборваться ошеломительной развязкой в последних строках! И дело вовсе не в головокружительных приключениях, а в моральной стороне дела. Автор так чётко обрисовал характеры трёх главных героев, а потом так грамотно поставил их перед чудовищно трудным выбором и заставил их с такими страданиями решаться, что читатель просто не может остаться бесчувственным! Эффект сопереживания абсолютный! Сентиментальная барышня может даже позволить себе всплакнуть. Наверное, не я одна ещё долгое время после прочтения ходила с неотвязной мыслью: «Правильно ли это было? А как бы я поступила?» В конце концов, по моему убеждению именно это в книге должно цениться превыше всего: то, что она заставляет задуматься!
Но у книги есть ещё несколько достоинств, о которых кратко. Хотя симпатии самого Гюго на стороне революции, противоположную сторону он не изображает чёрными злодеями, справедливо наделяя обе и недостатками, и достоинствами. Насладиться можно и изысканным романтическим слогом, и действительно глубокими рассуждениями о сложных вопросах, и оценочными суждениями, какие, увы, в современной литературе уже запрещено давать. Если устали от излишней феминизации всего и вся, можете отдохнуть тут: женщины в романе практически не действуют (одна второстепенная героиня, да и та странная), любовная линия отсутствует как класс. Описывается довольно безрадостный период французской истории и поэтому много грустных, тяжёлых эпизодов, но при этом страдания людей описываются целомудренно, без любования омерзительными подробностями и, главное, без злобы. Автор жалеет жертв революции (с той и с другой стороны), восхищается стойкостью людей в беде (той и другой стороной), но не презирает, почти не осуждает. Произведение не оставляет после себя ощущения беспросветного уныния или ненависти ко всем.
В целом это красиво написанный, но содержательно проседающий на середине роман, описывающий далёкие от нас реалии, но поднимающий всегда близкие сложнейшие моральные вопросы.

Комментарии


в «Отверженных» Гюго тоже отступает на самом интересном месте. Бац и куча страниц про канализацию, а ты всё ждёшь чего там с Жан Вальжаном...
Но мне нравится😁.