Больше рецензий

Vitalvass

Эксперт

Эксперт по литературным испражнениям Лайвлиба

2 октября 2019 г. 23:00

3K

2 Алексиевич открывает дверь в ад

Узнал, что эта книга каким-то образом вошла в список 100 главных книг 21 века по версии кого-то там авторитетного. Аж на 3-е место попала. Стало интересно, что же там такого?
В аннотации на этом сайте написана гадость про "хомо советикус". Очевидно, что автору не нравится подобный тип людей, как и все, что связано с "проклятым совком". Почему?
Ну, в первую очередь за репрессии. Открыли архивы, и мы узнали СТРАШНУЮ ПРАВДУ. Алексиевич даже приводит нам душераздирающие цитаты лидеров большевиков.

«Повесить (непременно повесить, дабы народ видел) не меньше 1000 завзятых кулаков, богатеев… отнять у них весь хлеб, назначить заложников… Сделать так, чтобы на сотни верст кругом народ видел, трепетал…» (Ленин, 1918).

Угарно, что Алексиевич не приводит источники, а между фразами ставит многоточия. Обычно таким образом сокращают длинный текст, убирая лишнее, но действительно ли там было что-то лишнее?
В первой фразе пропущено слово "кровопийцев". Оно очень сильно мешало Алексиевич?
Давайте откроем документ, а именно "письмо Ленина Т[овари]щам Кураеву, Бош, Мннкину и другим пензенским коммунистам".

Т[овари]щи! Восстание пяти волостей кулачья1 должно повести к беспощадному подавлению.

Это Алексиевич забыла упомянуть. Восстание в условиях военного времени, голода - это не то, за что следует гладить по головке. Восставшие собирались сами вешать, отнимать хлеб и назначать наложников. Восставшие убивали своих соплеменников и, как водится, "жидов и коммуняк".

Восстание было ликвидировано 12 августа 1918 г. Местным властям удалось это сделать главным образом путем агитации с ограниченным применением военной силы. Участники убийства пяти продармейцев и трех членов сельского совета с. Кучки Пензенского уезда и организаторы мятежа (13 человек) были арестованы и расстреляны.

Это вот таких человек призывает жалеть Алексиевич, это вот их смерть стала для нее сенсацией и откровением.
Какие еще адские цитаты, раскрывающие режим, она приводит?

«Это не голод. Когда Тит брал Иерусалим, еврейские матери ели своих детей. Вот когда я заставлю ваших матерей есть своих детей, тогда вы можете прийти и сказать: “Мы голодаем”» (Троцкий, 1919).

Долго искал источник, пока не нашел - газета "Донские ведомости" за 1919. Ну... такое себе. Это как ссылаться на всплывающую рекламу вроде "ШОК! Светлана Алексиевич поскользнулась и упала прохожему на...".
Более цитат Алексиевич не нашла в "архивах" и начала излагать свои путаные мысли, построенные на эмоциях и взываниям к религиозности и нравственности.
А потом идут цитаты каких-то неизвестных людей, просто прохожих или участников анонимных соц.опросов, заключенные в кавычки, без подписи, без дат. Просто чьи никому не нужные никчемные мысли!

Настроение у всех великолепное. Ощущение, что мы все можем. Скандировали: “Ельцин, Ельцин! Ельцин!”.

Кем бы я был, если бы не перестройка? ИТР с жалкой зарплатой… (Смеется.) А сейчас у меня своя глазная клиника.

Я очень хорошо знаю, что такое мечта. Все детство я просил купить мне велосипед, и мне его не купили.

Почему нас должны интересовать мечты и чаяния выбранных произвольно людей? Я так тоже могу написать книгу. Потрачу пару месяцев, записывая на диктофон мысли и призывы прокоммунистически настроенных людей. И будет у меня книга вся "За Родину! За Сталина!". Правда, в список лучших 100 и даже 1000 книг не попаду, там такие не нужны. Там нужны Солженицын, Бунин, Пастернак, Алексиевич...

Ждали меня вдвоем – сама Елена Юрьевна, с которой мы договаривались о встрече, и ее московская подруга Анна Ильинична М., приехавшая погостить

Вот это, я понимаю, интервью! Дудь отдыхает! Рандомная Елена Юрьевна сейчас расскажет нам ВСЮ правду. А Анна Ильинична ее поддержит. Еще позовите тракториста Василия Степаныча, налейте ему, он и не такое расскажет.

Советской я родилась… Наша бабушка не верила в Бога, но верила в коммунизм.

Да нет, настоящие коммунисты не верили, а были убеждены. Веру оставьте для бабок на лавке, для глупых необразованных людей.

Опять люди стали в Бога верить, так как нет другой надежды. А когда-то мы в школе учили, что Ленин – бог, и Карл Маркс – бог.

Тяжело все-таки с кретинами. Учи их, учи, давай читать Маркса, Ленина, Энгельса - а в голове только одно: боженька. Дайте боженьку, пожалуйста!

На Украине был великий голод, по-украински – голодомор.

Оговорка по Фрейду, что называется. Оказывается, голодомор просто переводится как "великий голод". В то время, как на самом деле украинцы пытаются доказать, что голодомор был умышленный. Впрочем, в следующем предложении авторша, цитируя очередного эмоционирующего ноунейма, исправляется:

Миллионы умерли… целыми селами умирали… Хоронить было некому… Украинцев убивали за то, что они не хотели идти в колхозы. Убивали голодом.

А почему только украинцев? Их нежелание было каким-то особенным? С национальным колоритом? Просто русские тоже порой не хотели, но там голодомора не было потому... или все-таки голодали, в том же Поволжье? Так может дело все-таки не в том, что Сталин умышленно травил украинцев, а просто засухи, неурожай и т.д.?

Долго его любила. Даже тогда любила, когда стали о нем писать, что он был маленький, рыжий, с усохшей рукой.

Я просто ору! Оказывается, если кто-то маленький и рыжий - это повод его не любить. Но эта героическая женщина все же любила его! О, каких усилий ей это стоило! Сдерживала отвращение, наверно, но любила и молилась на Сталина!

Через несколько дней после смерти Сталина прихожу к нему: «Ну что, Маргаритка, сдох этот…». Это он – о моем Сталине! Я выхватила свои валенки: «Как вы смеете? Вы – герой! С орденом». Два дня решала: я – пионерка, значит, я должна пойти в энкавэдэ и рассказать о дяде Ване.

Сталин умер в 1953, НКВД прекратил свою деятельность под данной аббревиатурой в 1946 году. Как бы красноречиво говорит о том, насколько данный текст является подлинным.
Алексиевич пытается изобразить нейтралитет и объективность, что, дескать, СССР был не только "империей Зла". И ради этой цели она цитирует какие-то невнятные хныкания якобы "истинных коммунистов".

Моя Родина – Октябрь. Ленин… социализм… Я любил революцию! Партия – самое дорогое для меня. Я семьдесят лет в партии. Партбилет – моя библия.

А как же вы затрахали приданием религиозных смыслов и значений коммунистическому движению! Этим вы только подчеркиваете, что все коммунисты были лишь болванчиками, верунчиками, которым очень сильно нужно было кому-то помолиться. Это и есть умышленная дискредитация. Ведь люди с критическим мышлением, но еще не слишком опытные в плане манипуляции словами и фактами, будут уже на подсознательном уровне воспринимать коммунистов как просто фанатиков.
---------------------------------------------------------------------------------------------
Стоит ли дальше цитировать эту невероятную галиматью и тратить время несчастных пользователей Лайвлиба? Если ваши нервы не выдерживают, можете сразу перебегать к концу - думаю, тут уже все очевидно. Но я все же попробую.
---------------------------------------------------------------------------------------------
Итак, у деда, поставившего идеи общественного развития на один уровень со сборником еврейских сказок, есть внук, и он, как упомянула авторша, рассказал несколько анекдотов. Эти анекдоты она вставляет курсивом после каждого слезливого рассказа сумасшедшего старика.
Из анекдотов, рассказанных внуком

Спиритический сеанс. Разговаривают профессор и старый большевик. Профессор: «В идею коммунизма изначально вкралась ошибка. Помните песню: “Наш паровоз, вперед лети, / В коммуне остановка…”?». Старый большевик: «Конечно, помню. А ошибка какая?». Профессор: «Паровозы не летают».

ХААААААА! ХАААААААА!! ХАААААААААААА!!!!
Я бы на месте большевика из анекдота сказал бы профессору, что ошибки не умеют "вкрадываться", они не живые. А еще меня очень смущают слова "спиритический сеанс". Мне просто интересно, а какое отношение к сути анекдота имеет то, что это именно спиритический сеанс? Может, профессор - мошенник?
Но какой юмор. Евгений Ваганыч просто должен посыпать голову пеплом и отправиться в мир иной. Это точно "достойно", чтобы украсить сие блистательное публицистическое произведение!

Из анекдотов, рассказанных внуком
Железнодорожный вокзал… Сотни людей. Человек в кожаной куртке отчаянно ищет кого-то. Нашел! Подходит к другому человеку в кожаной куртке: «Товарищ, ты партийный или беспартийный?» – «Партийный». – «Тогда скажи, где тут сортир?»

Тут я бы мог разве что изобразить самое непроницаемое лицо. Даже КВН имел бы больше шансов заставить меня засмеяться.
Нет, я в самом деле озадачен - а зачем Алексиевич вставила эти анекдоты? Вне зависимости от качества юмора... Просто вроде как бы серьезные темы обсуждаются - и типа минутка юмора? По-моему. это эталон, ЭТАЛОНИЩЕ безвкусицы!

Сначала арестовали жену… Ушла в театр и домой не вернулась. Возвращаюсь с работы: сын вместе с котом спит на коврике в прихожей. Ждал-ждал маму и уснул.

Важная подробность, где спал сын и особенно его кот. Как говорится, дьявол кроется в деталях. Если пострадавший вспоминает настолько "значительные" моменты - значит, не все так уж было и страшно.

К утру обыск кончился. Команда: «Собирайтесь». Няня разбудила сына… Перед уходом я успел шепнуть ему: «Никому не рассказывай про папу и маму». Так он выжил.

Эм... Чаво?! То есть отца и мать арестовали, а сын типа выжил потому, что... хм... скрыл этот факт, который в общем-то невозможно скрыть? То есть можно просто никому не говорить, что у тебя арестовали кого-то, и никто это не узнает? Или его малолетний сын сумел изменить свою личность, подделал документы? А даже если бы не скрыл, что помешало бы ему выжить? Его бы поместили в детдом - а там никого не убивали...

Месяц просидел в одиночке. Такой каменный гроб – к голове шире, к ногам поуже

Унитаз?

Ворона к своему окну приручил, кормил перловкой из похлебки. С тех пор ворон – моя любимая птица.

Какому окну? Там вроде не было окон, до которых ты бы мог дотянуться, а порой не было окон вообще, во избежание передачи каких-то сообщений... Или ты, старичок, Пушкина вспомнил? Ну там," сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном".
Итак, я понял, его камера - это большой унитаз с окном, до которого можно дотянуться рукой не напрягаясь.

Все отобрали: ремень, шарф, шнурки из ботинок выдернули, а убить себя все равно можно. Была такая мысль. Ну да… была… Задушить себя брюками или резинкой от трусов.

Рассказчик! Ты бы врал, да не завирался. Даже Солженицын пишет, что там выдавали новое белье, и такое, чтобы задушиться было бы невозможно. Да и как бы ты себя задушил?! Если там нет крюка, чтобы соорудить виселицу - это невозможно физически!

…Книгу «Человек – амфибия» Александра Беляева читали? Там гениальный ученый хочет сделать своего сына счастливым и превращает его в человека-амфибию. Но сыну скоро становится тоскливо одному в океане. Он хочет быть как все: жить на земле, полюбить обыкновенную девушку. Это уже невозможно. И он гибнет. А отцу померещилось, что он проник в тайну… Что он – бог! Вот он – ответ всем великим утопистам!

Я зашел сюда читать очередную антисоветскую страшилку, а не попытку литературной критики о том, о чем не имеешь ни малейшего понятия! Профессор Сальватор не претендовал на то, чтобы быть богом. Он вообще отрицал бога. Это, наверно, читатель без бога не может никак.

– Я не за Сталина, я за Родину воевал. Клянусь своими детьми и внуками, я ни разу не слышал, чтобы кричали: «За Сталина!».
– Без солдата войну не выиграть.
– Твою мать…
– Бояться надо только Бога. Он есть суд.
– Если Боженька есть…

Аминь! У меня стойкое ощущение, что Алексиевич набиралась этих диалогов в каком-то старообрядском селе. Или расчет такой, что если человек упоминает бога - он положительный персонаж?
Далее много рассказов о том, как кого-то арестовали. Родственники осужденных дружно уверяют, что ни за что. Ну там, сказал что-то про Сталина, рассказал анекдот... Безусловно, если родственники так говорят - надо верить! Они не соврут никогда! Мы у мамы самые лучшие.
Еще есть душераздирающая история, как на территории оккупированной Беларуси расстреливали евреев массово. Рассказчик тоже там был (среди обреченных). Ну, как бы между прочим рассказал, что мать там убили и мать сбросили. А его пощадили коллаборационисты, дали хлеба и сказали: "Беги, жиденок".
Ну, и что в итоге? С благодарностью вспоминает их рассказчик! Какие люди были, да...

(Нестройный хор.) «Бьется в тесной печурке огонь, / На поленьях смола, как слеза. / И поет мне в землянке гармонь. / Про улыбку твою и глаза…»

А это, значит, во время записи этой истории кто-то там поет. Ну, вы поняли, там своя атмосфера и свой градус.
Но то, что человек рассказал о немцах, это как бы исключение из правил. Ну, подумаешь, расстреляли десятки тысяч евреев на его глазах! А вот смотрите, какие откровения:

– Немцы приехали в нашу деревню. Весна. На следующий день они стали делать клумбу и строить туалет. Старики до сих пор вспоминают, как немцы цветы садили…

Святые люди...

– В Германии… Мы заходили в дома: в шкафах много добротной одежды, белье, безделушки. Горы посуды. А до войны нам говорили, что они страдают при капитализме. Смотрели и молчали. Попробуй похвалить немецкую зажигалку или велосипед. Загремишь по пятьдесят восьмой статье за «антисоветскую пропаганду». В один момент… Разрешили отправлять посылки домой: генералу – пятнадцать килограммов, офицеру – десять, солдату – пять. Почту завалили. Мать пишет: «Посылок не надо. Из-за твоих посылок нас убьют». Я им зажигалки послал, часы, шелковый отрез… Шоколадные большие конфеты… они подумали, что это мыло…
– Не трахнутых немок от десяти до восьмидесяти не было! Так что родившиеся там в сорок шестом – это «русский народ».

Новый выплеск правды! Да немцы-то хорошие были и пришли не только с миром, но с порядком, хорошей одеждой и бельем. Ну, и опять эта дилемма про "изнасилованных немок". Нам должно быть стыдно, что наши предки якобы их насиловали, но мы должны гордиться тем, что они нарожали славян.
Амур на оккупированной территории.
Есть также сладкая история про то, как женщина полюбила коллаборациониста - молодого и красивого. И они поженились. Но у нее был еще один воздыхатель - проклятый коммунист. Он ушел к партизанам, а потом убил ее мужа.

Вернулись Советы… Меня снова нашел этот парень… Приехал на коне: «Тобой уже интересуются». – «Кто?» – «Кто-кто? Органы». – «А мне все равно, где найду свою смерть. Пускай гонят в Сибирь». – «Что ты за мать? У тебя ребенок». – «Ты знаешь, чей…» – «Я тебя и такую возьму». И я вышла за него замуж. За убийцу своего мужа.

И тут мы должны возненавидеть Советы. Ведь там такие злые партизаны, которые убивают хороших полицаев и берут потом их жен с детьми под свою опеку!

– Я вырос в диссидентской семье… На диссидентской кухне…

Колобок?

– У нас один выход – вернуться к социализму, но только к православному социализму. Россия не может жить без Христа. У русского человека счастье никогда не было связано с большими деньгами. Этим и отличается «русская идея» от «американской мечты».

Живите, русские, без коммунизма, без идеи, без соц.гарантий, без бесплатной медицины и образования, и без денег - но с богом! Это альтернатива!

России нужна не демократия, а монархия. Сильный и справедливый царь. И первым законным претендентом на престол является Глава Российского Императорского Дома Великая княгиня Мария Владимировна, а затем – ее потомки.

И ведь шли наши предки на Зимний дворец - ради чего? Чтобы очередной раб хотел себе господина, который станет им лишь потому, что у него "голубая кровь"?
Дальше идут какие-то разговоры на кухне о Ельцине, о Путине... Я посмотрел википедию - Алексиевич гражданка Белоруссии. Не то, чтобы белорусам нет дела до России - напротив. И не то, чтобы они не могли порассуждать о России и ее народе... Но почему бы им не порассуждать о Лукашенко?

– Я хожу на митинги, потому что хватит держать нас за лохов. Верните выборы, гады! Первый раз на Болотной площади собралось сто тысяч, никто не ожидал, что придет столько людей.

Сто тысяч? А чего не двести? Как они влезли-то туда?

– Я хожу на митинги, потому что туда ходит мой муж…

Ну-у-у... это позиция, да. Прямо выстраданная.

– Я – человек немолодой. Хочу еще пожить в России без Путина.

Глупцы, как же вы не понимаете, что олицетворяя все проблемы России в одном Путине, вы только сакрализируете его, делаете не человеком, а символом? Может, это какой-то комплекс? Желание найти бога, который тебя защищает, и дьявола, который ему противостоит - в лице Путина?
И так антисоветчина плавно (не совсем плавно) перетекла в антипутинщину. Какие-то ноунеймы, технологи, студенты, гастарбайтеры (да-да) начинают поливать грязью Путина.
Чтобы претендовать на объективность, Алексиевич вставляет упоротые выкрики таких же ноунеймов против Ельцина, но за Путина. Но их мало, они истеричные и намеренно процитированы с целью дискредитации его сторонников. В общем, ощутил я дежавю. Мысль, проталкиваемая автором, что Путин - аналог Сталина, настолько банальная, унылая и тривиальная, что даже скучно.
Ну, и в самом конце НАКОНЕЦ-ТО прямая речь автора! Что же она нам скажет нового?

У нас нет культуры счастья, радостной жизни. Культуры любви. Следующая книга, которую я буду писать – о любви: рассказы о любви сотен людей.

Да-а-а, Света, вот в твоей-то книги любви завались! И сколько оптимизма!
Кстати, о чем там твоя обещанная следующая книга, написанная после вышедшей в 2013 вот этой самой?
Ни о чем, больше книг не вышло. Да и зачем, когда можно пиариться на этой, получать доход от ее переизданий и давать однотипные интервью?

Почему эта книга так высоко оценена? Непонятно... Неужели не очевидно, насколько убог и примитивен прием - давить на эмоции от рассказов никому не известных людей, неизвестно, существующих ли, неизвестно, говорящих ли правду?
Да даже Дудь (повторюсь) на фоне Алексиевич со своими политически ангажированными фильмами про Беслан и Колыму просто гений документалистики.
Увы, Светка, такие вещи, как политика и история, не нуждаются в твоих слезливых байках. Нам нужны аргументы и факты. Нам нужны документы и свидетельства.

Комментарии


Полагаю, данная рецензия заслуживает своей собственной рецензии.

"Гадости в аннотации" - мне кажется, этого не стоило включать в рецензию, т.к. оно не имеет отношения к книге и автору. Я так же могу написать гадостей в аннотации к Пушкину на случайном сайтике, от этого же Пушкин не испортится, верно?
"Цитаты вырваны из контекста и очерняют большевиков" - а вот тут уже неправда. Критик показывает, как Алексиевич якобы вырывает цитату Ленина из контекста и пытается выставить подавление мятежа кулаков которые собрались "вешать, отнимать хлеб" как зверства большевиков. А проблема в том, что критик сам вырывает из контекста - восстание было крестьянским, и вызвано жестокостью большевиков, забиравших хлеб, про что критик-правдоруб решил умолчать, вот статья в Википедии со ссылками на источник:
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Крестьянское_восстание_в_Пензенской_губернии
Что касается цитаты Троцкого, нужно понимать разницу между государственными газетами (особенно в то время) и "всплывющей рекламой". Интересно, кстати, что цитату Зиновьева критик не комментирует...

"начала излагать свои путаные мысли, построенные на эмоциях и взываниям к религиозности и нравственности"

- по-моему никакие они не путаные, обычные мысли. И взываний к религиозности и нравственности там нет - есть описание беседы Христа и Великого инквизитора, но это пересказ Достоевского, а не "религиозные взывания".

"А потом идут цитаты каких-то неизвестных людей, просто прохожих или участников анонимных соц.опросов, заключенные в кавычки, без подписи, без дат. Просто чьи никому не нужные никчемные мысли!"

- даже сложно комментировать. Во-первых, многие люди там подписаны: имя, фамилия, возраст, должность (хотя есть и немало анонимов, но этого можно ожидать, учитывая какие личные вещи рассказываются). Там есть небольшие вставки типа "из разговоров на улицах", но они как раз-таки помогают передать настроения эпохи, дать высказаться людям самых разных мнений. Ну и вообще, по-моему критик не понимает, как работает журналистика такого рода. Неожиданно, она заключается в том, чтобы спрашивать у людей их "никому не нужные никчемные мысли". Никчёмные, видимо, потому что Сталина не прославляют. Хотя на самом деле там много и прославляющих.

"Я так тоже могу написать книгу. Потрачу пару месяцев, записывая на диктофон мысли и призывы прокоммунистически настроенных людей. И будет у меня книга вся "За Родину! За Сталина!". Правда, в список лучших 100 и даже 1000 книг не попаду, там такие не нужны. Там нужны Солженицын, Бунин, Пастернак, Алексиевич..."

- критик намекает на то, что автор получила Нобелевскую премию только из-за того, что "против коммунистов". Во-первых, это так не работает. Есть тысячи книг про "злых коммуняк", за которые не дают Нобелевской, потому что они плохие. Во-вторых, книга не "против коммунистов". Критик пытается выставить её такой, но, на самом деле, автор даёт слово всем: от неонациста до ярого сталиниста. Там около трети, может даже половины респондентов, вообще-то, за коммунизм, притом они показаны не карикатурно, им действительно дают высказаться, даже радикалам. Потому что так работает нормальная журналистика, которая пытается быть более-менее объективной. Да, у автора есть свое мнение, но мы слышим его в начале книги, потом ещё бегло пару раз. Никакого особого навязывания там нет. Но, видимо, для критика хорошая книга должна вся состоять из "за Родину - за Сталина", так? Да и согласитесь, она же должна оставаться историчной. Если бы мы писали книгу про Освенцим, нельзя было бы сказать: "для объективности должно быть поровну тех, кто считает, что нацисты совершали зверства и тех, кто считает, что они были ангелами, раздававшими детям конфеты". Это не объективность, это непонимание объективности.
"

Вот это, я понимаю, интервью! Дудь отдыхает! Рандомная Елена Юрьевна сейчас расскажет нам ВСЮ правду. А Анна Ильинична ее поддержит. Еще позовите тракториста Василия Степаныча, налейте ему, он и не такое расскажет"

- не "рандомная", она вообще-то третий секретарь райкома партии, уж ей-то есть о чем рассказать. И где, интересно, критик увидел, что автор пишет "ВСЁ сказанное этим человеком - абсолютная истина"? Я такого не вижу.
Дальше критик очень эмоционально комментирует интервью. Интервью. Не мнение автора. Интервью. Которое является субъективным мнением человека и не преподносится как истина в последней инстанции. Серьезно, судя по всему, критик просто не понимает, как работает журналистика. Возможно, автор не пишет диссертацию по истории? Возможно, его интересует то, как исторические события были восприняты людьми, какой след оставили в их памяти, а не соответствие мельчайших деталей рассказа очевидца исторической достоверности? Возможно, если человек перепутал какую-то маленькую деталь в событиях шестидесятилетней давности, это не значит, что весь рассказ недостоверен?

"Алексиевич пытается изобразить нейтралитет и объективность, что, дескать, СССР был не только "империей Зла". И ради этой цели она цитирует какие-то невнятные хныкания якобы "истинных коммунистов"."

- неправда. Как я уже сказал, там высказываются люди самых разных взглядов, и процитированный автором отрывок является одним из таких взглядов. Да, он может выглядеть несколько карикатурно, но послушайте интервью какой-нибудь бабки с митинга Зюганова в Москве - есть люди, которые действительно так думают. И автор это отразила.

"А как же вы затрахали приданием религиозных смыслов и значений коммунистическому движению! Этим вы только подчеркиваете, что все коммунисты были лишь болванчиками, верунчиками, которым очень сильно нужно было кому-то помолиться. Это и есть умышленная дискредитация. Ведь люди с критическим мышлением, но еще не слишком опытные в плане манипуляции словами и фактами, будут уже на подсознательном уровне воспринимать коммунистов как просто фанатиков."

- опять же неправда, как писал выше.
Дальше опять придирки к интервью.

"Нет, я в самом деле озадачен - а зачем Алексиевич вставила эти анекдоты? "

- однозначно потому, что она "безвкусовщина" а не для того, чтобы показать восприятие той эпохи молодым поколением, действительно.

"Если пострадавший вспоминает настолько "значительные" моменты - значит, не все так уж было и страшно."

- или было. Когда страшно детали, говорят, лучше в память врезаются.

"Эм... Чаво?! То есть отца и мать арестовали, а сын типа выжил потому, что... хм... скрыл этот факт, который в общем-то невозможно скрыть?"

- опуская часть про то, что это просто субъективное мнение старика, скрывал он это, естественно, не от органов (от них не скроешь), а от знакомых/коллег/т.д., чтобы избежать социального отчуждения.

"Унитаз?"

- ха-ха-ха, вот давайте посмеемся над человеческой бедой. Браво.

"Какому окну? Там вроде не было окон, до которых ты бы мог дотянуться, а порой не было окон вообще, во избежание передачи каких-то сообщений..."

- вообще да, странная история с птичкой, но поиск по Интернету показывает, что в тюрьмах НКВД окна в камерах были, и довольно низко: https://kdnv.ru/blog/sledstvennaja-tjurma-nkvd-tomsk/
Ещё пару атак на субъективные убеждения людей, мне жаль времени все это подробно расписывать.
Потом критик пытается парой вырванных из контекста цитаток доказать, что Алексиевич прославляет нацистов, а это не правда, такое чувство, что критик читал через страницу.

"Колобок?"

- не понимаю, что хочет критик сказать таким петросянством.
Потом опять критик спорит с субъективными мнениями людей. Какое это имеет отношение к книге и автору, зачем это в рецензии - не понятно.

"Дальше идут какие-то разговоры на кухне о Ельцине, о Путине... Я посмотрел википедию - Алексиевич гражданка Белоруссии. Не то, чтобы белорусам нет дела до России - напротив. И не то, чтобы они не могли порассуждать о России и ее народе... Но почему бы им не порассуждать о Лукашенко?"

- наверное потому, что она ездила в Россию и записывала эти разговоры там. Надо читать внимательнее. И, кстати, про белорусское правительство в конце книги тоже есть, но, возможно, критик не удосужил себя дочитать.

"Сто тысяч? А чего не двести? Как они влезли-то туда?"

- вообще-то, источники дают от 25 до 150 тысяч участников, к тому же, это просто мнение, может человек услышал где-то такую цифру и запомнил.
Ну и потом снова критик спорит с субъективными мнениями. Очень интересно...

"Почему эта книга так высоко оценена? Непонятно... Неужели не очевидно, насколько убог и примитивен прием - давить на эмоции от рассказов никому не известных людей, неизвестно, существующих ли, неизвестно, говорящих ли правду?"

- зря критик читал через страницу, Алексиевич вообще-то объясняет, почему она выбирала именно такие "душещипательные" истории.

"Увы, Светка, такие вещи, как политика и история, не нуждаются в твоих слезливых байках. Нам нужны аргументы и факты. Нам нужны документы и свидетельства."

- увы, критик, такие вещи, как рецензия и анализ, не нуждается в твоих эмоциях. Нам нужны объективность и непредвзятость. Нам нужно понимание жанра.

По итогу: критик предвзят, пытается соорудить из книги пугало, каковым она не является, видно непонимание того, как работает жанр. Есть грубые ошибки (пример с цитатой Ленина). Будем надеяться, что критик прислушается к замечаниям, осознает свои промахи и впредь будет радовать нас глубокими и качественными рецензиями.


. А проблема в том, что критик сам вырывает из контекста - восстание было крестьянским, и вызвано жестокостью большевиков, забиравших хлеб

Крестьяне вот в то страшное время в большинстве своем необразованное быдло, эксплуатирующее друг друга, не осознающее даже свои собственные нужды, не то, что государственную необходимость. Чью ж сторону мне выбрать? Кого признать жестоким? Да, загадка...

есть описание беседы Христа и Великого инквизитора

Я говорил про текст Алексиевич. Если то, на что вы ссылаетесь, было текстом Достоевского (!), менее путаным и лучше написанным этот текст не стал.

Во-первых, многие люди там подписаны: имя, фамилия, возраст, должность (хотя есть и немало анонимов

Почти все анонимы, а ФИО других людей сами по себе не делают их более реальным. Назови кого-то настоящим именем или вымышленным - для читателя они не станут ближе, известнее, реальнее. Как были ноунеймами, так и останутся. И их мысли, впечатления, истории ценности не представляют.

Никчёмные, видимо, потому что Сталина не прославляют. Хотя на самом деле там много и прославляющих.

Плюрализма мнений здесь нет. Объективного подхода тоже. Про то, как на самом деле Алексиевич соблюдает "объективность", я в этой рецензии написал: "Чтобы претендовать на объективность, Алексиевич вставляет упоротые выкрики таких же ноунеймов против Ельцина, но за Путина. Но их мало, они истеричные и намеренно процитированы с целью дискредитации его сторонников. " Но вы, конечно же, скажете, что они такие и есть. Нет.

Есть тысячи книг про "злых коммуняк", за которые не дают Нобелевской, потому что они плохие

Я не знаю ни одной книг про добрых коммуняк, которая получила Нобелевскую премию. Глупо отрицать, что это премия политизирована.

Там около трети, может даже половины респондентов, вообще-то, за коммунизм, притом они показаны не карикатурно

Нет, именно что карикатурно, и намеренно выбраны такие высказывания, которые демонстрируют либо их религиозность (а значит, фанатичность и непоследовательность), либо ангажированность, либо необразованность.
Сравнение с Освенцимом не корректно по следующим причинам. Преступления нацистов были осуждены официально международным судом. В отношении Сталина и его последователей такого суда не было и не будет никогда. А вот книжки пишут, пытаясь приравнять действия Сталина к нацизму. Вот настоящая книжка, основанная на субъективных мнениях НЕКОТОРЫХ очевидцев. Что можно осудить такой жалкой попыткой? Как еще можно эту жалкую попытку сделать значимой для общественности, кроме использования международных премий в политических целях, для придания этой писанине какого-то веса?

Дальше критик очень эмоционально комментирует интервью. Интервью. Не мнение автора. Интервью. Которое является субъективным мнением человека и не преподносится как истина в последней инстанции.

Оно преподносится именно, как истина. Он просто преподносится, хотя ему не место вообще нигде. Просто потому, что это никому не должно быть интересно, оно лишено какой-либо ценности вообще. И если Алексиевич его преподносит, я имею полное право попытаться найти противоречия и стыковках в самом интервью, обесценивая его еще больше. И само интервью дает мне такую возможность. Хотя в данную секунду я не знаю, о каком конкретно интервью идет речь, но мне это не нужно, потому что я помню, что по отношению к нескольким я это сделал, я постарался эти интервью обесценить и поднять интервьюируемых на смех. Думаю, получилось, и хоть кто-то это прочтет и задумается.

"Колобок?"
- не понимаю, что хочет критик сказать таким петросянством.

Ну просто из известных литературных персонажей на кухне родился и вырос разве что Колобок. Петросянство не петросянство, но пнуть очередного интервьюируемого диссидента я не мог себе не позволить. Это долг каждого уважающего себя человека.

- неправда. Как я уже сказал, там высказываются люди самых разных взглядов, и процитированный автором отрывок является одним из таких взглядов.

Бессмысленный спор, я про это все сказал.

- однозначно потому, что она "безвкусовщина" а не для того, чтобы показать восприятие той эпохи молодым поколением, действительно.

Анекдотами? Хах.

- зря критик читал через страницу, Алексиевич вообще-то объясняет, почему она выбирала именно такие "душещипательные" истории.

Ее объяснение интересует меня в самую последнюю речь. Все в комплексе оценивается, и ценность этих историй мной уже оценена.

наверное потому, что она ездила в Россию и записывала эти разговоры там.

Вопрос был о о том, не почему она услышала эти разговоры, а почему она ездила туда. Зачем ей писать о Путине? Ей - гражданке Белоруси. Какое ее собачье дело?
Если она хочет написать о зверствах Ленина-Сталина, как они ели детей и устраивали голодоморы по отношению к жителям бывших республик СССР - она могла поспрашивать жителей ее страны. Разве причины вот этого моего удивления не очевидны?
Если же интервью белорусов оказались не столь негативны о коммунизме, то надо так честно писать - я, Алексиевич, пишу эту книгу, потому что заинтересована в дискредитации коммунизма и путинизма, и я еду специально ради этого в ту страну, где это востребовано и пишу для российских читателей.

увы, критик, такие вещи, как рецензия и анализ, не нуждается в твоих эмоциях

Моя эмоциональная рецензия при всех ее эмоциях по собственному содержанию не теряет анализа, основанного на логике и фактах. А вот Алексиевич при всем своем безэмоциональном приведении чьих-то эмоциональных интервью анализа и признаков хотя бы околонаучного исследования не содержит. Так что попытка уличить меня в том же, в чем я уличаю "Светку", не удалась.

критик предвзят

Да, я предвзят. Как и Алексиевич. Но я же не иду на улицу опрашивать людей по поводу Алексиевич. Мне хватает ее собственной писанины, чтобы поднять ее на смех - Алексиевич лично и то, что она пишет. Вот настолько ее слабое произведение слабое.
Прием Алексиевич очень простой - поднять шум. Со страниц книги мы слышим какие-то голоса. Их много для того, чтобы стало шумно, но слишком маловато, чтобы заглушить голос разума.
Еще раз повторюсь - эта книга не имеет ни малейшей ценности для того, кто хочет изучить сразу несколько эпох.

Есть грубые ошибки (пример с цитатой Ленина)

Да какая же это ошибка, когда по-вашему я просто-напросто не пожалел бедных крестьян, у которых отнимали хлеб?
Я не считаю и не буду считать, что отнятие части хлеба у крестьян было незаконным и бесчеловечным.

что критик прислушается к замечаниям, осознает свои промахи и впредь будет радовать нас глубокими и качественными рецензиями.

Порадую обязательно. Русофобы, нацисты, антисоветчики и слезливые рассказчицы на тему изнасилованных немок всегда будут в центре моего внимания.


муть какая то а не рецензия))) ну не зашла вам книга, ну и ладно, нафиг столько бреда рецензентного писать, ваше мнение о книге, мне не интересно!

Неинтересно то мнение, которое не содержит в себе аргументов. Это тебе на будущее