Больше рецензий

1 октября 2019 г. 08:42

1K

4.5 "... Без надежды на честность, верность и нравственность..."

картинка missis-capitanova

Вот читала я "Накипь" Золя и перед моим внутренним взором постоянно маячили иллюстрации к "Скотному двору" Оруэлла! Герои этой книги аки Оруэлловские свиньи, которые возомнили себя людьми, выучились ходить на задних лапах, носить одежду и сидеть за столом! Внешне - вполне можно обознаться, но их выдает сущность... Аморальные, беспринципные, лживые, похотливые, жадные... По здравому размышлению сравнить их со свиньями - это оскорбить последних! Мне казалось, что после "Завоевания Плассана" Золя уже вряд ли сможет создать героев, которые смогут возмутить меня еще сильнее и вызвать еще большее презрение. А нет, этот гений переплюнул сам себя и очередной том из цикла "Ругон-Маккары" нешуточно всколыхнул мое душевное равновесие!

"Накипь" - это книга, где каждый герой, который играет в сюжете хоть самую маленькую роль, был мне мерзок. Начиная от богатых и разодетых в шелка и меха буржуа и заканчивая самой тощей и нищей служанкой! Такое ощущение, что дом на парижской улице Шуазель как магнитом притягивал к себе моральных уродов. За внешней благопристойностью и показным богатством дома скрывается чуть ли не обычный заурядный притон. Но не дом тому виной, а его обитатели. Потому что и за их фасадами из улыбок, ужимок, пышных нарядов, показных манер и тому подобных на их взгляд атрибутов приличного человека скрываются подлость, низость, порочность, пошлость и грязь. Это дом, в котором жены именитых семейств ничем не лучше последней шлюхи из парижского дна. Дом, в котором в момент смерти родственника его родные походят на бойцовских петухов, готовых пустить друг другу кровь за лишний экю в наследстве. Это дом, где все спят со всеми и все об этом знаю, но пытаются делать "хорошую мину при плохой игре"...

Я ненавидела их всех. Говорить о ненависти к каждому времени не хватит, но кое-кого хочется отметить. Октава, которому вообще было без разницы за кем волочиться и с кем спать. Казалось порой, что его возбуждает чуть ли не все, что движется. Под конец книги создалось впечатление, что в доме не останется женщины, за которой бы он не приударил. В мечте о парижском успехе и богатстве он ухаживает за знатными дамами, а пока они ему отказывают, не прочь порезвиться и с менее именитыми особами. Сначала он считает Мари страшной серой забитой мышью, не стоящей внимания, а потом оказывается, что на время и такая сойдет! Одних женщин он видит как трамплин для будущей карьеры, а других - удобной подстилкой для вечернего развлечения. Все время пока Октав кочевал по постелям обитательниц дома по улице Шуазель у меня в голове вертелась мысль о том, что там, где спят, там не гадят... Но, увы, никто из жильцов так этого и не понял... Октав прекрасно продемонстрировал свою сущность и свои моральные принципы (то есть, читать нужно "беспринципность") в одной известной на весь квартал скандальной истории, но тем не менее его будущая жена не сделала из этого никаких выводов... Для меня это весьма странно. Одно дело, когда в процессе совместной жизни у человека начинают проявляться качества, о которых ты раньше не знал и которые он тщательно скрывал, и совсем другое, когда ты берешь в мужья заведомо для себя отпетого бабника и сластолюбца...

Я ненавидела все семейство Жоссеран. Ну про отца и говорить нечего - тюфяк, не стоящий внимания. Кстати, в этой книге все мужчины какие-то чрезмерно не мужественные... Но вернемся к матери и дочерям Жоссеран... Честно говоря, мне сложно поверить в то, что живя в одном доме с ними и видят всю эту пыль в глаза, у кого-то могли быть на их счет еще какие-то сомнения. Любой нормальный мужчина, повстречав на своем жизненном пути хоть одну из них, вполне мог бы лишиться веры во весь женский пол. Я отказываюсь понимать, как Берта могла соблазнить Огюста! Уже только один взгляд на ее мать и отца должен был бы отвернуть от нее любого мужчину! Об этих дамах можно сказать только одно - лживые хапуги, которые в чужом глазу и соринку увидят, а в своем и бревна не заметят! Люди, которые за атласную ленту или чулок готовы удавить и перегрызть друг другу глотки! Каждый раз, когда мамаша Жоссеран открывала рот, меня начинала физически тошнить - ее слова иначе как помоями, которые она выливала на окружающих, и не назовешь!

Швейцар Гур. Не знаю, замечали ли Вы, но почему-то у сторожей, консьержев, привратников и прочей братии всегда такое выражение лица, как будто они только вчера спустились с Олимпа и по злому року судьбы вынуждены выполнять свои обязанности и терпеть нас, ничтожных людей, ноги которых не достойны ступать на вверенную им территорию? Вот швейцар Гур ведет в книге себя так, как будто дом по улице Шуазель принадлежит лично ему! На каких-то ему одному ведомых основаниях он решил, что он чем-то лучше остальной прислуги, что он за какие-то заслуги возвышается над всей остальной челядью. Вчера только сам мыл тазы, менял белье и подавал полотенце, а сегодня уже так задрал нос! Маленький человечек, почему-то решивший, что новая должность сделала его ближе к господам, чем к слугам... Но увы... Как писал Омар Хайям: "... Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос. Он носом тянется туда, куда душою не дорос..."

В книге было несколько моментов, когда я чуть ли не хлопала в ладоши и не ликовала. Во-первых, несказанную радость мне доставляло то, как дядюшка Башелар водил за нос мамашу Жоссеран с приданым для Берты. Во-вторых, шикарная сцена была, когда наследники папаши Вабр поняли, что наследства им досталось с гулькин нос. Как говорят в юридических кругах, не говори никогда, что ты знаешь человека, пока не начал делить с ним наследство! Бог мой, сколько грязи и желчи полезло из этих людей! В-третьих, это, конечно же, позорное метание Берты по дому в неглиже и подслушанный ею разговор прислуги о хозяевах. Просто пир для глаз, для сердца, для ума!

Сколько читаю Эмиля Золя, столько и убеждаюсь в том, что он один из лучших писателей, которые умеют высмеивать человеческие пороки. Та ирония, та издевка, те шпильки, которые выходят из-под его пера, просты бесподобны! В этом на мой взгляд ему нет равных! Или есть, но мне пока еще не встретились :) Я не смогла поставить книге высший балл из-за того, что мне хотелось более яркого финала - что-то наподобие как в "Завоевании Плассана". Золя, конечно, повторяться не пристало, но если бы дом на Шуазель сгорел, это было бы лучшее, что могло случится с ним и, желательно, с его обитателями . Я, конечно, понимаю, что в тех условиях, которые описаны в книге, финал, придуманный Эмилем Золя, можно считать самым реалистичным. Люди жили во лжи, похоти и предательстве и продолжают в них жить. Они для них как для рыб вода. Никакие козни и срасти не заставят их поменять свои привычки. Поэтому, повозмущавшись и повраждовав немного, все снова нацепили личины приличных людей, выдавили из себя улыбки и приветствия и собрались на музыкальном вечере у Клотильды... Все сделали вид, что произошедшее - это всего лишь "буря в стакане" и не стоит из-за этого портить репутацию дома... Даааа, высший пилотаж лицемерия...

Книга прочитана в рамках 4-го тура игры "KillWish"

Комментарии