Больше рецензий

30 сентября 2019 г. 23:24

562

4.5 О жизни в прекрасной стране...

Юнас Ли
«Хутор Гилье»
(4 из 5)

Это роман, повествующий о жизни небольшой усадьбы в Норвегии 40-х годов позапрошлого века. Довольно интересный роман со своими непростыми подтекстами и занудными нотками, не лишённый забавных юмористических сцен. В нём перед читателем предстаёт семья капитана Петера Йегера: жена Гитта, сын Йёрген Виннекен фон Ситтов Йегер и дочери Ингер-Юханна, Катинка (Тинка) и Теа. Но не только их подробно опишет Юнас Ли. Они центральные, главные персонажи, вокруг которых находятся и другие обитатели долины: сельский врач, фогт, лайнсмен, крестьяне... Потом к ним добавятся столичные жители, потому что родители из рациональных соображений были вынуждены послать некоторых своих детей в столицу к родственникам. В первую очередь, конечно же, Ингер-Юханну для того, чтобы ввести её в высший свет с дальнейшей целью выдачи замуж. Ведь девица была весьма недурна собой, смела, искренна и чиста душой, но с характером, которого не было у средней сестры Тинки, пошедшей на поводу у родителей и вышедшей за нелюбимого человека), и оказавшим не последнюю роль в её судьбе. А потом уже сына Йёргена, который пройдёт школу взросления, сквозь мучения и непонимание найдёт свой успешный жизненный путь.

«Из пустякового своеволия вырастает большое, а с ним, увы, нам, женщинам, на свете не прожить...»

Автор превосходно, со скрупулёзной тщательностью показывает в своей книге незавидную судьбу женщины того времени. Именно они выходят на первый план в этом романе. У молодой девушки буквально нет выбора: она или находит себе удачную партию, или прозябает в нищете будучи служанкой, гувернанткой, или выходит замуж за не вполне успешного человека, который не может обеспечить семью в полной мере — следовательно вечно придётся считать каждую монету. А там и потомство: один ребёнок, второй, третий... А ещё нужно будет следить за хозяйством: готовка, стирка, зашить-пришить, огород, коровы, свиньи... И это хорошо ещё если будут помощники. Как были они у измученной фру Йегер. Но и ей жилось нелегко с таким ворчливым, вспыльчивым, недалёким и постоянно перекладывающим хлопоты и ответственность за дом на жену человеком, коим был капитан. Но, несмотря на это, Петер Йегер не лишён внутренней доброты и участия — в редкие минуты внутреннего счастья, пытаясь взять аккорд густым басом, присаживается за клавесин. Вообще, образ мужчины, представленный здесь Юнасом Ли, не вызывает большой симпатии. Один — Петер Йегер, другой — слабохарактерный романтик, третий — хитрющий плут, четвёртый — подкаблучник... Разве что капитан Рённов — заслуживающий уважения джентльмен. Ну и Йёрген. Ах да, ещё верный и работящий крестьянин Ула.

«Мелкие обстоятельства порождают, к сожалению, мелких людей, только сильные переживания формируют характер...»

Вы, наверное, уже поняли, что в этом произведении вновь — как и во многих других того времени — описывается быт сельской Норвегии, жизнь чарующей и отталкивающей эпохи. И довольно яркими и показательными красками. Например, как провизия из города Кристиания доставлялась на хутор два раза в год: перед Рождеством и Ивановым днём.А как рисует писатель в нашем воображении природу Норвегии! Это самая настоящая красота! Эта зима, это лето, эти горы... Это невозможно описать словами, это надо чувствовать! Богата книга описаниями жизни и аристократов. На страницах романа читатель через законченный образ кристианской жены губернатора — дяди отпрысков Йегера — узрит их чванливость, заносчивость, бездушие, лицемерие, отсутствие искренности и пренебрежение к чужому мнению, уничтожение чуждого им веяния новых идей и мыслей, а следовательно и людей, которые эти идеи несут. Пусть нам показан и не самый яркий и волевой реформатор. Соответственно этот норвежский классик представит разлад в буржуазном обществе и те перемены, которые произойдут в судьбах наших героев и страны. Большой чувственный, многогранный и глубокий роман, в котором есть мотивы любви, романтики, воспитания, а также проскакивают моменты, где внимание уделяется не только наивности и сентиментальности, но и прагматизму. Люди деревенские, жизнь у них сложная — без него никак. И мышление соответствующее. Любителям неторопливой скандинавской прозы настоятельно рекомендую.

«Майса Юнс» (5 из 5)

Это тяжёлая социальная книга о нелёгкой и печальной судьбе швейки Майсы Юнс, которая оставляет после себя дурное послевкусие с приступом горечи внутри. Жила-была на свете прекрасная двадцатишестилетняя девушка Майса, которую приглашали шить в богатые светские дома, так как она являлась талантливой швеёй. Девушка чуткая, честная, отзывчивая, внимательная, привыкшая опираться только на собственные силы, но в весьма затруднительном финансовом положении. И, тем не менее, из последних сил старающаяся выглядеть пристойно, ведь негоже достойной фрекен появляться в барских домах в неопрятном одеянии. Да и просто сама себе не позволяет опускаться. Живёт в маленькой каморке — в ней нет ничего, кроме комода, кровати, стола и стула, а платья развешаны на вешалках, — до которой без приключений в ненастную погоду и не добраться. Ах да, ещё есть большая перина, согревающая зимними промозглыми вечерами и ночами. Совершенно случайно, однажды вечером возвращаясь домой, встречает мужчину, ищущего дом, в котором она живёт. Надо признать, довольна забавная и смешная сцена их знакомства описана с нежной теплотой и вызывает на губах лёгкую добродушную улыбку с чувством ностальгии. И вот тут-то и начинает закручиваться вихрь событий, приведших к трагическому концу...

«Хочешь иметь деньги, не побрезгуй и унизиться...»

Как и в вышеописанном романе, центральным персонажем так же является женщина. Но проблематика меняется, хотя и зависимость от скудного выбора остаётся. Здесь автором в центре внимания показана хрупкость видимого благополучия и зависимость бедняка от господина. Почему благополучия? Потому что Майса считает, что в некоторых богатых дома она почти своя, платят её исправно и вовремя, дамы и девушки иногда не прочь с ней поболтать и посплетничать, обращаются с ней любезною и внимательно, хорошо кормят. Почему зависимость? Ну сюжет даст на этот вопрос исчерпывающий ответ читателю, который захочет познакомиться с этим романом. Примечательна и интересна сама главная героиня, за ней и её жизнью интересно следить, хотя будни и не отличаются большим разнообразием. Скажу больше: они до серости унылы и беспросветны. Каморка-работа-каморка-работа. Воскресенье — выходной. Нет в её существовании ярких красок и пышущих дыханием свободы устремлений. Она полностью подчинена своей судьбе и не задумывается о будущем. Просто плывёт по течению и незамысловато следует своему предназначению.

«Каждому человеку время от времени нужно что-то позаимствовать у другого, кто побогаче...»

Ровно до того момента, пока не встретит того самого студента по имени Хьельсберг. Его появление наполнит её смыслом, любовью, заботой — момент починки ею его пальто способен вызвать даже у самого чёрствого читателя самые трепетные чувства)... И пусть — в силу определённых жизненных обстоятельств — они пока ещё и не задумываются об отдалённом совместном будущем и о женитьбе, это автором является само собой разумеющимся. Но... Совершенно не вовремя, когда начало казаться, что жизнь немного налаживается, и вступает в свои права та самая сила, в подчинении которой проходит жизнь бедного человека, вынужденного всецело зависеть от господ — какими они бывают, смотрите в отзыве выше. У неё в «подчинении» находятся и жёсткая действительность, низвергающая с розовых облаков, и ошибочность суждений, и мерзкий сыночек барыни, и нелепые случайности, и клевета. «Майса Юнс»роман эмоциональный и трогательный. Он про играющие важную роль в сюжете и жизни человека мелочи, он про богатых и бедных, он про беззащитность, он про чувства, он про любовь...

«Запретный плод всегда сладок. Только благодаря подобным запретам мы как-то формируемся. Но они с детства приучают к поискам обходных путей, к скрытности. А потом это сказывается. Так получаются светлые головы, но дурные характеры...»

P. S. Отдельное спасибо автору за упоминаемый в конце произведения трамвай (эх, прогресс-прогресс). Просто бальзам на душу.

P. P. S. Знаете, мне судьба Майсы и Хьельсберга напомнила судьбу Джека и Розы из х/ф «Титаник». Есть в них что-то схожее. Эти две — да и множество других — сюжетные линии с безоговорочной прямотой показывают то, насколько же люди бедные могут быть богаче любого богача...

P. P. P. S. Занимательно. что в обоих романах молодые люди, повлиявшие на молодых героинь, являлись студентами. Уж не испытывал ли Юнас Ли отдельный трепет к этому красивому, полному надежд и духовных устремлений, периоду в жизни человека?

Рецензия написана под музыку Gothic Melancholy — De la morte Noire, Gothic Melancholy — Mit Tranen in den Augen, Gothic Melancholy — Memory, Narsilion — My Pagan Land и Tom Day— Going Home.

Danke für Ihre Aufmerksamkeit!
Mit freundlichen Grüßen
А.К.
картинка Rudolf

Книга прочитана в рамках 85-го тура игры «Спаси книгу — напиши рецензию».