Больше рецензий

30 сентября 2019 г. 16:50

455

5

Прекрасная книжка Барта о, вы не поверите, Барте: этакие удивительные приключения его мышления. Наверное, может показаться сложной, особенно тем, кто привык и любит более-менее линейные повествования с началом, серединой и концом, потому что - сплошная середина и сплошные лирико-философские "отступления" (в кавычки взял, потому что "отступление" - это когда отступают от чего-то). С другой стороны, разобраться и вникнуть можно, было бы желание - Барт даёт несколько ключей к этому своему сочинению. Например, упоминает, что Брехт советовал актёру думать о своём персонаже в третьем лице, - сравните это с употреблением местоимений "я" и "он" в тексте: Барт, говоря всё время о себе, может употреблять оба, притом иногда даже в рамках одного предложения. Получается, будто бы, что иногда он говорит о себе-авторе, а иногда - о себе-персонаже. При этом на обложке значится: "Здесь всё должно рассматриваться как сказанное романным персонажем", т. е. и "я" - тоже персонаж.
А ещё его хочется драть на цитаты, так что я буквально чуть-чуть (целое всё равно круче, но совсем удержаться не могу):

По этой книге бродит призрак афоризма...

Политика нравится мне как садовский текст и не нравится как текст садистский.

Ни у одного писателя не найти мысли о радостной, мягкой, чувственно приятной, ликующей сексуальности. Где же читать о ней? В живописи - точнее, в красках.

... в конечном счёте всё создаваемое им носило вставной характер - только между чем и чем? Что может значит чистая последовательность перерывов?