Больше рецензий

YanaSeyter

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 сентября 2019 г. 15:04

1K

3.5 Не все то золото, что тёмное и мрачное

"Зимняя песнь" привела меня в чистейший восторг, потому вопроса, читать ли следующую часть дилогии, для меня даже не стояло. Вдобавок отзывы на эту книгу упорно твердили, что она даже лучше предыдущей, что она более мрачная, будоражущая и загадочная, и этого же я от нее и ожидала. Получила же я, мягко говоря, нечто совершенно иное.

– Жить тяжело. Ты не сказал мне, что будет так тяжело, mein Herr. Ты не сказал об этом ни слова.

Что мне безусловно понравилось в этой книге – то, что это более мрачная и меланхоличная версия "Зимней песни". Ничего хорошего для героев здесь нет, порой не отыскать даже проблеска надежды, ведь все постепенно сходят с ума, пока границы между безумием и здравомыслием полностью не размываются. И лично для меня все это – именно то, что доктор прописал.

Уникальный стиль автора всё ещё завораживает: музыка переплетается с мраком для создания удивительного сюжета. Вот только в "Песне теней" сюжета как такого-то и нет. События в книге развернулись спустя полгода после "Зимней песни" и должны были поставить окончательную точку в отношениях Лизель и Короля гоблинов. И в первых главах действительно казалось, что автор не все нам рассказала, что она приберегла что-то особенное напоследок, но чем усерднее я искала сюжет, тем меньше в книге встречалось смысла. От "Зимней песни" нельзя было оторваться – это, пожалуй, первое, что я бы о ней сказала, если бы меня попросили описать эту историю. "Песнь теней" захватывает лишь местами, потому что здесь герои в основном прыгают по разным локациям, ездят куда-то в поисках чего-то и спасаясь от кого-то, иногда болтают и готовятся к светским раутам, а Лизель тем временем устраивает завораживающие безумные припадки, на которые раньше и намека не было. И все это в основном подано так скучно, что я порой пролистывала страницы, чего с первой книгой дилогии просто не решилась бы сделать.

Следующим моментом, который мне не понравился, был слив некоторых персонажей. Лизель я ещё могу простить, и мне её изменения даже понравились: ей через многое пришлось пройти, она лишилась и музыки, и любви, чего от нее ещё можно было ожидать, как не затяжной депрессии и приступов безумия (ну хоть по улицам голышом она не бегала, и уже хорошо). Но почему Йозеф вдруг так охладел к любимой сестрёнке? Они ведь были так близки раньше, а здесь ни разу не смогли сесть и нормально поговорить в течении всей книги! Кете просто превратилась в блеклого второстепенного героя, который тут и не нужен в принципе, а о маме все и вовсе позабыли, как только покинули дом родной. Зато здесь нарисовалась какие-то непонятные новые герои, которые потом столь же непонятно куда-то деваются в конце.

Но все это можно было бы простить, если бы не Король гоблинов. Когда я открывала "Песнь теней", то хотела узнать и его историю в том числе, понять, как именно он стал Ерлкёнигом. Поданная же здесь версия осталась какой-то недосказанной: страницы в книжке закончились, а я так ничего толком о его прошлом и не узнала. Вдобавок Король гоблинов почти полностью исчез и из настоящего. Была всего пара появлений в его новом жутком амплуа, но мне хотелось большего – и для него, и для Дикой Охоты, которая лишь промелькнула, и для Лизель, и для их общей музыки. Вот Лизель его исчезновение полностью поменяло, и только тогда я поняла, как мне нравилась их пара, их взаимодействие, их темное влечение. Без Короля гоблинов и Подземного мира – главных фишек этой истории – стало как-то пресненько и оказалось, что наблюдать больше не за чем и ждать больше нечего.

Финал же по стилю полностью отличается от всей книги: напряжение все возрастало, интрига закручивалась и казалось, что никакого выхода вовсе нет, а Лизель придется заплатить жизнью за любовь к Королю гоблинов... а потом автор словно ввезла в студию тележку с огромным розовым приторным тортом. Ну или раздала каждому человеку и гоблину по леденцу, извиняясь за то, что раньше вела себя так плохо с ними, – тут уж все зависит от того, кто какие сладости любит. Но одно можно сказать точно: от сладостей не слипнется, а вот от такого финала – вполне может быть, потому что несмотря не весь мрак и боль, оказалось, что все... счастливы. И Лизель загадку с именем раздала на пустом месте (серьезно, у нее ж даже догадок не было никаких), и Йозеф резко нашел свое призвание, забросив музыкальную карьеру, и Король гоблинов очухался, и Охота исчезла, и гостиница мамы процветает... Ну вы прочувствовали уровень неправдоподобности, да?

спойлер
Кроме того, некоторые финты финала выглядели совсем уж надумаными. Вот имя Короля гоблинов: мне показалось, что Лизель даже не разгадала его, а просто назвала наобум любое (все мы постоянно думаем о каких-то Вольфгангах, не иначе), и Король решил, что так и назовет себя. Так ли его звали на самом деле – мне осталось неясно. Также неясно, что теперь будет с Лизель: Йозеф добродушно вернул ей музыку, а как быть с рассудком, отданным ранее? Кажется, теперь Лизель и Вольфганга ждёт по-настоящему веселая жизнь...
свернуть
Любовь – наше единственное бессмертие, и когда блекнет и уходит память, наше наследие продолжает жить.

Эта книга – пример того, как завышенные ожидания могут испортить все прочтение. И хоть она неплоха, и действительно нужна, чтобы закрыть все сюжетные линии, но в сравнении с началом дилогии выглядит довольно блекло и скучно. Всё-таки мрачность и загадочность – далеко не единственное, на чем можно построить костяк истории.