Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 сентября 2019 г. 14:15

8K

5 Чистая Правда со временем восторжествует, если проделает то же, что явная ложь

Вот даже не знаю теперь, чему отдать предпочтение - шикарно-мрачной экранизации Хичкока или самому роману. Я стараюсь не читать детективные книги, по которым видел снятые фильмы, но такую классику нужно знать не только в лицо, нужно с ней еще и пошептаться, поэтому открыл все-таки томик Дю Морье и пережил еще раз перипетии этой, затягивающей как омут, истории.

Дю Морье явила эталонный образец симбиоза детектива и любовного романа. Сейчас в этом жанре усердно трудится сотня-другая авторш (и авторов, как правило, с женскими псевдонимами), но к творению Дафны им даже приблизиться не удается. Почему же так происходит? Наверное, потому что авторши и авторы в основном выискивают новые сюжетные ходы и коллизии, но им нечего сказать кроме этого.

У Дю Морье фабула важна, но не первична, потому что за ней стоит главная проблема, исследованием которой занимается автор, - взаимоотношение в этом мире добра и зла, правды и лжи.

Героиня-рассказчица, так и оставшаяся безымянной, всем сердцем полюбила сдержанного аристократа Максимилиана де Винтера, но между ними стоит идеальный образ его покойной жены - Ребекки. Новоявленная леди Винтер, явно страдающая комплексом неполноценности, уверена, что муж по прежнему любит её предшественницу. Усилению такого видения способствует переезд новобрачной четы в родовое поместье Винтеров - Мандерли.

Здесь все напоминает о Ребекке, каждая деталь, каждая мелочь. А экономка миссис Дэнверс, горячо любившая бывшую хозяйку поместья, делает всё, чтобы осложнить жизнь новой жены. От всех героиня слышит о Ребекке только восхищенные отзывы, она в отчаянии, все попытки более тесно сблизиться с мужем натыкаются на стену холодности. И последней каплей становится сцена с платьем. Героиня готова уехать, уйти из жизни Макса, может быть, вообще уйти из жизни. Самая жутка сцена книги и фильма - это разговор леди Винтер и миссис Дэнверс у открытого окна, когда экономка пыталась подвести героиню к самоубийству.

Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Всё меняется, когда находят яхту с телом Ребекки. Максимилиан признается героине в том, что это он убил жену и рассказывает, каким исчадием ада та была. И, наконец-то открывается, что по-настоящему её любит, её - бывшую нищую компаньонку, а не ту блестящую аристократку, тень которой омрачала жизнь героини.

Вот парадокс, пока Макс был идеальным, жизнь с ним была тяжелой и непростой, но теперь, когда он оказывается убийцей, но ранимым и уязвимым человеком, всё становится ясно и просто, теперь главная задача - сохранить обретенное счастье. А для этого нужно, чтобы не восторжествовал закон, гласящий: "тайное всегда становится явным".

Вот так зло носит маску добра, а добро может оборачиваться злом. И правда в одном случае добро, а в другом - зло, и ложь не всегда зло, бывают случаи, когда она становится безусловным добром. Они - зло и добро, ложь и правда - перетекают друг в друга, как Инь и Ян, образуя неразделимый концентрат страданий и счастья, муки и радости.

Последние страницы книги очень напряженные, улики против Макса вполне очевидны, не хватает малейшего свидетельского показания, кажется, вот сейчас миссис Дэнверс всё погубит, или вот сейчас слабоумный Бен поставит точку, нет, вот сейчас доктор подведет Макса под виселицу. Всё колышется на ниточке, но череда совершенно случайных совпадений уберегает героев от краха их счастья. Миссис Дэнверс отказывается подыгрывать Фавеллу, не желая признавать, что её Ребекка могла его, или вообще кого-то, по настоящему любить, Бен, хоть и слабоумный, но не так прост, и мстит Фавеллу и покойнице, умолчав о том, что видел, доктор сообщает факт о смертельной болезни Ребекки, дав основания для подтверждения версии самоубийства.

Ребекка, чьим именем назван роман, представлена настоящим демоном в юбке, умеющем произвести самое благоприятное впечатление, когда ей это нужно. Кого-то мне напоминает эта леди Винтер, кого же? Да, конечно, другую леди Винтер, ту самую, которая - миледи. Интересно, Дю Морье, специально выбрала эту фамилию или это еще одно, теперь уже невольное, совпадение?

И все же, вряд ли новобрачные будут счастливы в Мандерли, где всё пропитано тяжелыми воспоминаниями. И в финале книги имение сгорает, и в этом тоже есть часть зла, и часть добра, последнего, мне кажется, даже больше.

Напоследок, не могу не вспомнить еще раз блестящий фильм Хичкока, и отметить просто потрясающие работы актеров: Лоуренс Оливье в роли Макса, Джейн Фонтейн в главной роли, для неё она стала самым выдающимся достижением в кино, и блестящая Джудит Андерсон в роли миссис Дэнверс.

547

Книга прочитана в рамках игр "Вокруг света" (Великобритания), "Четыре сезона" и "Мужчина и женщина"

Ветка комментариев


Так еще нет в героине ни ума, ни доброты, ни каких иных качеств. Почему она, обыкновенная барышня, каких сотни? Психологически неубедительно, а отсюда и все повествование под вопросом


Отвечу сразу на оба Ваших замечания.
Почему она? Да просто подвернулась вовремя :)
Соглашусь с Вами еще раз в том, что психологические портреты героев довольно размыты.
Но для меня главное в этом романе - парадигма добра и зла, что я и вынес в заглавие рецензии и вокруг чего строил весь свой текст.
Знаете, когда живописец, фокусирует внимание зрителя на четко прописанном главном образе, а всё остальное дает размыто, мы же понимаем, что он хочет сказать. Вот так и здесь - неотделимость зла от добра, правды от лжи, определяет восприятие.

Можно ли жить с убийцей? Каждый решает этот вопрос сам, в реальности известны и такие случаи, и им противоположные. Я думаю, это вопрос не ко мне, а к главной героине, но, кажется, как раз она сможет. Тем более, что в Максе она видит не расчетливого и хладнокровного, а ранимого и уязвимого человека.

Польстило Ваше сравнение меня с юной девочкой, но все же точки отсчета у меня и у неё будут разными, она будет руководствоваться эмоциональными аспектами романа, я же предпочел философские, ну, или если это звучит выспренно - то мировоззренческие.


Я вас сравнила с девочкой? Да полно ))
Что объяснимо в восторженном отзыве девочки, того я не ожидала увидеть у вас. Удивилась, уж простите.

Мне роман показался очень слабым. Психологически недостоверным, пристрастным и просто надуманным. Для меня загадка его популярность, подпитываемая растиражированными восторгами
Думала, что у вас увижу какие-то убедительные аргументы в пользу или против моей точки зрения. Но не сошлось. Бывает.


Ну, раз есть загадка, значит, есть интерес.
Желаю Вам встретить того единомышленника или единомышленницу, которые помогут Вам её разгадать.
Сожалею, что не справился с этой ролью, но, как я уже сказал, мировоззренческие аспекты для меня важнее эмоционального фона, может виной тому мой относительно немолодой возраст. Кстати, я заметил, что с возрастом отношение к некоторым книгам менялось....


Сережа, если этот роман - детектив, то Вы в рецензии слишком много всего раскрыли читателю!:) Это тип рецензии, которая рассчитана на прочитавшего... Мне было интересно Ваше мнение. Никак оно не похоже на точку зрения юной девочки - те обычно как раз предельно категоричны.


Я так считаю, что когда речь идет о классике, то понятие спойлер не совсем уместно. "Десять негритят" и "Восточный экспресс" тоже детективы, но человек, пишущий на них рецензии и старающийся не "выдавать секретов" выглядит даже смешно.


Вы мне напомнили... Недавно в нашем кинотеатре показывали экранизацию романа "Десять негритят". Перед входом стоял мальчик, который приставал ко всем : " Тетенька, дай 10 рублей, а то скажу, кто убил!")))


Для меня было загадкой, почему роман все-таки понравился. Типично романтическое произведение, главную фишку я угадала очень быстро... Возможно, лично я просто воображала себя обитательницей этого замка и главным героем романа для меня был именно Мандерли... А у рассказчицы меня умиляло и смешило умение продумать и придумать события, которые будут в следующем ее шаге. После этого и шагать необязательно!) А отнюдь не юные мужчины часто любят, и любят по-настоящему, свеженьких, миловидных и немудреных девушек - разве это новость? Особенно, когда недавно обожглись на чем-то более сложном.


А мне кажется, что нет в героине ничего привлекательного.
Вот для сравнения, если взять "Обрыв" - она как Марфинька. Но если та у меня вызывает симпатию своей чистотой, то тут я просто вижу недалекую и не очень умную барышню. И если продолжать аналогию с Гончаровым, то Макса должна была заинтересовать все же "Вера" скорее, чем "Марфинька". Даже несмотря на то, что он обжегся с Ребеккой.


Не знаю, насколько корректно сравнение "Ребекки" с произведением русского реалиста, где мальчик уж точно был, просто ему невозможно помочь... облом. То есть обрыв...


Разве я сравниваю????

Просто есть типажи "Марфинька" и "Верочка", они вполне известны читающему человеку и нет нужды подробно описывать, чем отличаются эти характеры. Так вот, для меня ГГ - это типаж "Марфинька", только бледнее и неинтереснее.

Так понятно?


Если не трудно - прочитайте мою рецензию к "Ребекке", только что написала. Мне интересно, что Вы скажете...


Мы с вами схоже думаем!


Я с интересом читала роман и оценила его высоко, но в самом деле меня больше всего смущал факт, что автор хочет вызвать у читателя безусловную симпатию к убийце. Прямо уж Ребекка была воплощением Зла, от которой нужно было спасать мир!:) Если Миледи Дюма являлась хотя бы безусловной виновницей нескольких смертей, то здесь... Да даже у Дюма мне была ближе позиция Дартаньяна, который призывал Атоса не устраивать самосуд...