Больше рецензий

27 сентября 2019 г. 16:03

390

5 Пространство беспредельности

Читал эту книгу долго - с перерывами около 4 лет (так, наверное, и нужно читать подобную литературу). По чайной ложке, по капле на дне чайной ложки - текст настолько плотный, что больше трех-четырех страниц за раз прочтешь навряд ли. Преподобный Иустин - философ из философов! - ныряет в самую суть бытия как в морскую воду - и тянет читателя за руку. Но у преподобного Иустина хватает легких на затяжное погружение, а у читателя - не всегда, приходится всплывать, хватать ртом воздух. После прочтения понимаешь - есть люди с таким острым восприятием мира, "люди без кожи", что... Мысль очень точно выражена в вынесенной на оборот книги цитате. По прочтении понимаешь, что если бы философ не была верующим, если бы он в своей чрезвычайной восприимчивости не был озарен светом Христовым, его бы ждала черная пучина безумия, потому что сам по себе человеческий разум такое выдержать не может.
Преподобный становится проводником в мир - миры, миры миров, которые "роятся" подобно пчелам вокруг песчинки человеческого сознания. Не случайно он так хорошо понимал Достоевского - проявляется некоторая схожесть в остроте духовного зрения у двух авторов. "Тысячеокая душа" Достоевского очень похожа на тысячеокую душу преподобного Иустина - последний видит так глубоко, так далеко и так высоко, что у рядового читателя голова кружится от одних только масштабов.
К слову, эту книгу (как и отца Павла Флоренского) можно (а может, и нужно) читать верующим, чьих душ касается тень "разочарования", когда кажется, что все уже прочел, что удивиться уже нечему - преподобный Иустин представляет свое православие (не в смысле "новой школы", а в смысле уникальной призмы), свою Благую Весть, и здесь самый высоколобый мудрец садится на песок, обхватывает руками колени и, не моргая и не дыша, смотрит на то, как флексагонами раскрываются перед ним бесконечности - одна за другой.
Отдельные главы будут интересны и атеисту, задумывающемуся о том, что происходит вокруг него. Во всяком случае я абзацами цитировал "Пропасти" неверующему другу, и он слушал с интересом - многое в книге близко взгляду ученого, восторгающегося лабиринту загадок, кроющемуся в каждой дождевой капле, в каждой песчинке, и преподобный проходит этот путь удивления сложностью, многомерностью и грандиозностью внешнего мира, проходит, перенося на бумагу свои наблюдения, а потом выходит за границы внешнего, и тут, конечно, оставляет позади часть аудитории.
Важно: отец Иустин не просто философ, но философ-поэт, а это вообще особый тип человека. (Или все философы в той или иной мере - поэты? Все может быть...) Для описания _увиденного_ он использует настолько мощный образно-поэтический инструментарий (а мы знаем о потенциале поэзии при описании того, на что без поэзии уйдут горы пудовых определений), что просто диву даешься. Вот, например, из любимого:
"Бурною рекою времени по руслу пространства плывет душа православного человека в ладье своего тела к волшебному пристанищу Христовой чудесной вечности..."
При этом - внимание! Книга очень сложна. Сложна в том плане, что текст - в чисто внешнем плане - вязок, медитативен и напоминает пребывающую в постоянном движении мозаику (или калейдоскоп из мелких стеклышек). За счет медитативности - ровного темпа, повторения одних и тех же слов, перефразирования, синонимов - чтение превращается в опыт погружения, мысли настраиваются на определенный лад. В результате - более глубокое понимание написанного (чтение по диагонали тут не подойдет), но и энергозатраты требуются немалые, приходится концентрироваться сильнее обычного и градус концентрации не терять, а от такого, как ни крути, привыкший к инстаграму мозг сразу же начинает уставать.Это к вопросу о "читать по чуть-чуть".
Подводя итог, я хочу сказать, что, конечно, книга придется по душе далеко не каждому (что совершенно нормально), но если уж придется... Будете перечитывать. Прочтете в первый раз, подумаете недельку, сядете писать отзыв на ЛЛ и в процессе письма осознаете: "надо перечитывать". У меня, во всяком случае, получилось именно так.

Комментарии


Важно: отец Иустин не просто философ, но философ-поэт, а это вообще особый тип человека. (Или все философы в той или иной мере - поэты? Все может быть...) Для описания _увиденного_ он использует настолько мощный образно-поэтический инструментарий (а мы знаем о потенциале поэзии при описании того, на что без поэзии уйдут горы пудовых определений), что просто диву даешься.


Это напоминает мне "Моления на озере" Николая Сербского - полностью "поэтическо-богословский трактат"(?), чем-то напомнивший мне "Так говорил Заратустра", но от мира православия. Я читал в переводе Чарота И. А. (в интернете вроде ходит несколько другой перевод, но тем не менее).


Да-да, недаром святые Николай и Иустин - земляки, сербы. Тоже читал в переводе Чароты - был очень впечатлен.