Больше рецензий

26 сентября 2019 г. 12:20

4K

5 Снова любимый и поражающий своим противоречием роман

"О несчастных и счастливых, о добре и зле
О лютой ненависти и святой любви.
Что творится, что творилось на твоей земле
Все в этой музыке, ты только улови."

Артур Бертон - Феличе Риварес - Овод
Три имени не много для столь противоречивого героя.
Нежный, кроткий ягненочек Артур.
Верящий в своего бога, верящий в людей.
Принесенный в жертву другими и самим собой.
С острой жаждой сломать все искусственное, пустое, глиняных божков, мнимую любовь.
Сжечь все мосты или назло бабушки отморозить уши?
Оказалось, что второе, но откуда юная наивность, не знавшая нужды, могла предвидеть исход. Вот так, пытаясь наказать других, наказываем себя.

Феличе Риварес - шут, клоун. Маска не гримом, она проросла в кожу. Открытая улыбка, нервный смех. Шутить, высмеивать, забавлять. Только пока ты забавляешь людей, они не плюнут и не пнут. Совершенно пустотой божок сатиры. Только так он способен скрывать огромные незаживающие раны внутри себя. Не
допуская никого стать важным и нужным. Каленным железом выжигая любовь и веру.
Но корни остаются и назойливо, богато прорастают в дырявой душе.
Любит и ненавидит. Уничтожает и тут же создает на пепелище прекрасные чувства.
Калека, чьи душевные муки страшнее самых ужасных шрамов.
Одна из самых противоречивых личностей литературы.

Человек или насекомое, опустошенный и выжженный арлекин или человек с огромной всеохватывающей душой, вызывающий отвращения или поклонение.
Овод ненавидит Иисуса, тем самым признавая его существование. Его трудно считать атеистом. Хотя книга может показаться очень антирелигиозной. При этом Овод испытывает неподдельные и сильные чувства по отношению к всевышнему, вступая в спор или заклиная, уповая или смиряясь.

Он ненавидит самых близких людей за то, что они сделали с его жизнью или он не может простить себя за собственноручное обречение на ад?!
При этом он неистово верит в свои идеи, в любимых, но погубивших его людей.
Эта книга показалась совсем не антирелигиозной, не революционной. Но очень идейной.
Революция, та же религия, требует крови, жертвенности. Отец дважды возложит на жертвенный алтарь сначала своего сына, потом себя.
Но Овод в своей вере не сильно отличался от падре. И тот и другой не могли отречься от идейности. Или ты служишь или склоняешь голову и тебя поглощают, пуская тонкой струйкой для жаждущих напиться крови, а таких всегда много.

Роман о дикой ненависти и слепой любви. В равных пропорциях, и смесь получается сжигающей.
Овод любит назойливо, не отпускает, больно жаля.
И любящим его так же сильно, приходится снова и снова терять Артура, медленно умирая от чувства вины.

Это о том как закалялась сталь и в тоже время как ломались жизни, с железным скрежетом, выворачивая из земли арматуры. Можно сказать, что героев романа драма сделала сильнее. Риварес, стойко перенеся адовы муки, продолжает сражаться за жизнь, волочась кровавым куском, при этом ползет он постоянно в сторону смерти, в ее всепрощающие, примеряющие объятья. Нельзя быть стальным и одновременно настолько покореженным, уязвимым.
Какая борьба с самим собой идет у героя на протяжении всей книги. Какая уж тут революционная Италия 19 века. Тут внутривенная революция. Непрекращающиеся взрывы внутри и нервные попытки хоть как-то созидать на пепелище. Как он спорит сам с собой, жаля отца сатирой и тут же защищая и трогательно оберегая. Как искренно ненавидеть двух дорогих и самых близких людей и в тоже время боится причинить им еще большую боль. Он считает, что любить рано ушедшего ягненочка Артура, скорбеть по нему и каяться, не так больно, как увидеть что с ним сделала жизнь. Смерть гуманней жизни... Хмм.. может быть...

Когда то в юношеские годы книга стала любимой, до слез драматичной. Жаль не помню своего отношения к героям.
Сегодня роман остался для меня любимым, безумно талантливым, бездонно глубоким и поражающим своими противоречиями.
Эта книг из тех, в которых читатель видит исключительно то, что очень хочет увидеть.
Сегодня советская статья о масштабной идейности и восторги о революционных импульсах, исходящих от романа, кажутся мне слегка натянутыми.
И именно такая многогранность романа, вызывающая желание прокручивать историю, присматриваться и заново переживать, вызывает у меня огромное уважение к автору.

Ветка комментариев


Вторую не читала, стоит?


Мне понравилась. Но там Овод скорей второстепенный герой. Хоть и много о нем