Больше рецензий
25 сентября 2019 г. 18:44
14K
4.5 Мещанин во бомонде
РецензияУ Варламова получилась довольно интересная книга, он пытается быть предельно объективным, описывая жизнь такой сложной фигуры, как Василий Шукшин. Пользуется при этом мемуарными свидетельствами, сохранившимися документами и откровенными слухами и анекдотами, о статусе последних всегда честно предупреждает.
В результате складывается очень непростая картина, далеко не всегда совпадающая с тем образом легендарного и народного режиссера, актера и писателя, который утвердился в общественном сознании и стал своеобразным символом. Уникальность фигуры Шукшина неоспорима, он по сути единственный, кто сумел оставить громкое имя в кинорежиссуре, литературе и в качестве актера, а кроме того приобрести настоящую народную любовь. Единственный, кто может претендовать на что-то подобное, это - Высоцкий, который был любим не меньше, смог взять высоты в актерстве и литературе, но не успел в режиссуре, если бы прожил подольше, думаю, состоялся бы и в этом качестве. Но оба ушли рано, как принято говорить - сгорели.
Сложность фигуры Шукшина в том, что он действительно горел, посвящая себя творчеству, но в то же время он умел выжимать из ситуации все возможные плюсы и использовать для этого все имеющиеся козыри. Он всю жизнь притворялся и юродствовал, играя роль деревенского простачка, хотя по жизни простачком далеко не был. Слабости были, это - факт, выпить любил, не просто любил, а до белой горячки допивался и приходилось лечиться в психушке, баб любил, покуражиться любил, пыль в глаза пустить был мастер. Но тут только пьянку можно считать за настоящую слабость, остальное было механизмами манипулирования окружающими.
Шукшин вовремя почувствовал свой час - 1954 год, он не бросился поступать во ВГИК в 1953, сразу после смерти Сталина, дождался попутного ветра и заявился, претендуя на образ дурачка-простачка от сохи, он и говорил деланно "по-алтайски" и одевался намеренно простецки. За то и держали, за то и ценили. Нет, талантом его бог не обделил, талантища там было немерено, но талантливых много, а вот презентовать себя и свой талант могут единицы, Шукшин таким умением обладал.
И еще он знал, чего хотел, он это обозначил в самом начале своего обучения во ВГИКе - стать знаменитым, об этом он говорил друзьям, писал в письмах троюродному брату и маме. И он упорно шел к своей цели, используя попутчиков и позволяя им использовать себя, умудрился не поехать по распределению в Сибирь, зацепился за Москву, сумев очаровать саму бывшую секретаршу Ленина, которая его прописала у себя. Несколько лет проходных съемок у других режиссеров после неудачи дипломного фильма.
В это время Шукшин начинает заявлять о себе, как о писателе. Но и здесь он умудряется как ласковый теленок двух маток сосать - в самый разгар противостояния патриотов и либералов Шукшин публикуется в изданиях обоих лагерей, что тогда удавалось только единицам. Более того, он даже дает повод драться из-за него, в обоих станах его считали своим, а он всё время был сам по себе, в письме Белову писал: "в одиночку борюсь".
Тот же Белов призывал его бросить кино, сосредоточиться исключительно на литературе, считая, что в этом направлении его друг может добиться гораздо большего, но Шукшин так и не смог полностью уйти в писательство. Оно подразумевало долгую кропотливую работу, которая не скоро делается и не быстро дает плоды, а ему был нужен скорый результат, признание и слава. А в кино-то слава поярче будет, так что он был приговорен к распылению своего таланта между двумя, даже тремя, музами.
И все же за этой природной ушлостью стоял человек, действительно, из народа, который многое смог впитать в себя из мировой культуры, но и многое не смог в себе изжить, во многих отношениях Шукшин был представителем того деклассированного советского мещанства, которое вожди партии пытались волочить в светлое коммунистическое будущее. Да, он был из крестьян, но крестьянство как класс уже не существовало, переродившись в сельское мещанство, вот его и представлял собою Вася Шукшин. Особенно эта черта ярко проявлялась в отношениях с женщинами, его привлекали рафинированные "городские цацы", но он рядом с ними не мог соответствовать, срываясь в хамство, самодурство и даже рукоприкладство. И только с такой же мещанкой, как сам, с Федосеевой он сумел найти свое счастье, а то, что сегодня она и детки благополучно полощут его имя, так что же вы хотели?
При всем при этом, как бы изживая это из себя, он творил в кино и в прозе великий образ чудика, человека внутренне чистого, но в чем-то обязательно социально ущербного. В каждом своем рассказе, в каждом фильме, он писал образ самого себя, об этом говорит и изобилие автобиографичных деталей во многих произведениях Шукшина.
Он дожил до настоящей славы, правда, длилась она недолго - всего-то меньше года. "Калина красная" стала его вершиной. И тем ярче был его уход на гребне славы, во многом благодаря смерти сразу после фильма, Шукшин смог стать легендарной фигурой, его реальный образ как бы слился с образом Егора Прокудина. В октябре 74-го хоронили не одного Шукшина, хоронили двоих - Шукшина и Прокудина.
Много написано, как третировали и угнетали Шукшина, как затрудняли ему путь к признанию. Но, если внимательно проанализировать факты его жизненного пути, становится ясно, что советская власть к этому третированию не имела никакого отношения, более того, именно к советской власти шел Шукшин за защитой - Демичев, Романов оказывали ему - сыну репрессированного - реальную помощь и решали проблемы. Да и феноменальный успех "Калины красной" во многом обязан Леониду Ильичу Брежневу, которому очень понравилась картина и который дал понять, что её нужно поднимать на щит, что тут же было проделано критиками, которые так же легко могли и смешать эту ленту с грязью, повод был - больно уж много в ней лубка, как впрочем во всем, что создавал Шукшин, как и в его жизни в целом. Но народ любит лубок, так что в этом отношении он был солидарен со своим Генеральным секретарем.
А вот кто реально втыкал палки в колеса народному режиссеру и писателю, так это именитые собратья по цехам: режиссеры Герасимов, Ростоцкий, Лиознова, Юткевич, писатели Нагибин и Горенштейн, и многие другие, которые его искренне не любили, а подчас и ненавидели. Это они, а не партия, не дали ему возможности снять "Степана Разина", кстати, Бондарчук к этому тоже руку приложил.
Все-таки Шукшин сумел выполнить мечту своей юности - он стал знаменитым, он взошел на Олимп. Правда, заплатил за это дорогой ценой, медики после его смерти сказали, что у него было сердце 80-летнего человека.
Рецензия написана в рамках игр "Книгомарафон" и "Урок литературоведения"
Ветка комментариев
Если Вам интересно творчество В.Шукшина (и любого другого творца), то и интересно знать каким он был человеком. Ведь его творчество - это его взгляд на окружающий мир, его мысли, думы о жизни нашей. Если Вам интересно его творчество, то значит и Вас посещают такие же мысли, те же волнуют вопросы и может, находите в произведениях автора, да и фактах из его жизни ответы.