Больше рецензий

DmitriyVerkhov

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 сентября 2019 г. 14:10

1K

3 Соразмеряй свои желания со своей жизнью

На что способны наши желания, сильные чувства и страсти? Да на многое. Их действие может быть благотворным и целительным, но чаще всего оно разрушительно и пагубно и ведёт к довольно печальному концу. Идея исполнения всех желаний, тайных и явных, конечно, очень привлекательна, особенно если всё исполняется словно по мановению волшебной палочки, но расплачиваться и отвечать за свои поступки, принятые решения и свалившиеся на голову блага, так или иначе всё равно придётся.

Так у Рафаэля де Валентена, главного героя романа Оноре де Бальзака "Шагреневая кожа", вместо такой волшебной палочки оказался кусочек странной шагреневой кожи, способный исполнять его желания, но уменьшающийся всякий раз, когда желание исполняется. Так шагреневая кожа показывает остаток дней Рафаэля. Автор ставит своего героя перед сложным выбором: ограничивать себя в своих желаниях, жить долго, но пассивно, или же хотеть и желать, предаваться страстям, но жить вследствие этого недолго.

Натура же Рафаэля слабая и противоречивая. Он непоследователен, глуп, честолюбив и тщеславен. Он всегда ищет лёгких путей, он эгоистичен в своих намерениях и желаниях. Рафаэль – бедный отпрыск благородных кровей и бедность ему противна. Он постоянно впадает в крайности, сам не зная чего ему собственно нужно в этой жизни. Любви простой, милой, хорошей и заботящейся о нём девушки Полины он даже не замечает, ведь у неё нет шикарных платьев и драгоценностей, да и вообще нет никакого богатства. На момент их знакомства Полина бедна, а в его понимании бедность любви не достойна. Ему хочется любить женщину богатую, такую как графиня Феодора, а не бедную Полину, способную отдавать всю себя ради любимого, способную на настоящие чувства, лишенные эгоизма и тщеславия. Феодора же холодная, нарочито бездушная и расчётливая, и Рафаэль, зачастую не имеющий и гроша в кармане, ей вовсе не нужен. Как и никто другой, ибо Феодора любит только себя. Она – красивая оболочка, до поры до времени притягивающая Рафаэля, да и других парижских денди так же как пламя притягивает мотыльков.

Думаю, на таких примерах человеческих взаимоотношений Бальзак пытается показать нам в своём романе бесчеловечную природу, низменность и порочность современного ему общества. Общества, основанного на эгоизме и выращивающего эгоизм. Также на примере жизни своего героя Бальзак показывает нам то, что человек слабохарактерный неминуемо становится рабом своих страстей и пороков и то, что ничего не даётся нам даром, что за все свои желания мы платим ту или иную цену.

Сюжет и основные идеи, которые мы встречаем на страницах этого произведения, в принципе должны захватывать и увлекать, но вот то, как это реализовал Бальзак, мне не очень-то понравилось. Стиль изложения Бальзака, на мой взгляд, какой-то скучный и неинтересный. Повествование часто уходит в такие глубокие дебри описаний и пространных рассуждений главного героя о смысле и бессмыслии его жизни, о его глупости, непостоянстве и противоречивой натуре, о его неудавшейся любви, и это всё складывается в бесконечные многослойные предложения, что при этом у меня быстро терялась нить повествования и мне становилось трудно понять, о чём же хотел сказать автор, а продираться сквозь все эти словесные нагромождения у Бальзака – это то ещё удовольствие. Это утомляет и отбивает всякую охоту читать все эти пространные рассуждения дальше. Думаю поэтому эта книга так и не произвела на меня никакого впечатления и не вызвала никакого эмоционального отклика. Я надеялся на более интересное знакомство с этим французским классиком, но надежды мои, увы, не оправдались.

картинка DmitriyVerkhov

Книга прочитана в рамках игры "Школьная вселенная", а также в рамках совместных чтений в клубе "Читаем классику вместе!".