Больше рецензий

23 сентября 2019 г. 14:36

800

5

Белла Ахатовна Ахмадулина
1937 – 2010

Одна их самых ярких лирических поэтесс второй половины 20 века. Отличительная черта её поэзии – откровение, облачённое в необычную форму: смелые и дерзкие образы, изысканная велеречивость, импульсивная архаичность и вместе с тем абсолютная современность.

Ахмадулинская риторика узнаваема и неповторима, в её стихах нет места банальностям, её рифмы порой спорны и неожиданны, но весьма значительны с новаторской точки зрения.

Иосиф Бродский и Дмитрий Быков (поэт, публицист, литературный критик) в один голос утверждали, что Ахмадулина стала последовательницей поэтической линии Бориса Пастернака, и действительно, у этих поэтов много общего, застенчивая и многословная лирика роднит их.

В 2013 году В.В. Путин призвал включить стихи Б.А. Ахмадулиной в обязательную школьную программу по литературе.

А теперь, кто еще незнаком с творчеством этой замечательной поэтессы, два моих любимых стихотворения:

️️️

Влечет меня старинный слог.
Есть обаянье в древней речи.
Она бывает наших слов
и современнее и резче.

Вскричать: «Полцарства за коня!» —
какая вспыльчивость и щедрость.
Но снизойдет и на меня
последнего задора тщетность.

Когда-нибудь очнусь во мгле,
навеки проиграв сраженье,
и вот придет на память мне
безумца древнего решенье.

О, что полцарства для меня!
Дитя, наученное веком,
возьму коня, отдам коня
за полмгновенья с человеком,

любимым мною. Бог с тобой,
о конь мой, конь мой, конь ретивый.
Я безвозмездно повод твой
ослаблю — и табун родимый

нагонишь ты, нагонишь там,
в степи пустой и порыжелой.
А мне наскучил тарарам
этих побед и поражений.

Мне жаль коня! Мне жаль любви!
И на манер средневековый
ложится под ноги мои
лишь след, оставленный подковой.
1959

О, мой застенчивый герой,
ты ловко избежал позора.
Как долго я играла роль,
не опираясь на партнера!

К проклятой помощи твоей
я не прибегнула ни разу.
Среди кулис, среди теней
ты спасся, незаметный глазу.

Но в этом сраме и бреду
я шла пред публикой жестокой -
все на беду, все на виду,
все в этой роли одинокой.

О, как ты гоготал, партер!
Ты не прощал мне очевидность
бесстыжую моих потерь,
моей улыбки безобидность.

И жадно шли твои стада
напиться из моей печали.
Одна, одна - среди стыда
стою с упавшими плечами.

Но опрометчивой толпе
герой действительный не виден.
Герой, как боязно тебе!
Не бойся, я тебя не выдам.

Вся наша роль - моя лишь роль.
Я проиграла в ней жестоко.
Вся наша боль - моя лишь боль.
Но сколько боли. Сколько. Сколько.
1960-1961