Больше рецензий

18 сентября 2019 г. 08:14

553

5 Гомперц, дай бог ему здоровья!

книга шла очень тяжело, последние 4 страницы я читала неделю. возможно, дело в том, что Ася привыкла к красивому, как перепонки крыльев летучей мыши, тексту. а здесь почти чистая информация с датами и большим количеством фамилий.
к лирике.
здесь собраны все знаменитые творцы со времён преимпрессионизма до современного искусства, все разложено по полочкам-главам, с годами и вступлениями.
несмотря на гигантский временной отрезок, повествование нарезает круги вокруг центра вселенной современного искусства, вокруг временного разлома - Марселя Дюшана и его последователей.
здесь много о том, как художников, за картины которых некоторые коллекционеры готовы убивать, освистывали, как над ними смеялись даже люди, в искусстве не разбирающиеся. как их жизни ломал тоталитаризм, как они бежали на чужбину, посыпав голову пеплом, как спивались и сходили с ума в маленьких комнатах. о живых умах, об инфантильных фантазерах и о пробивающих грудью заскорузлые нормы общества титанах.
Гомперц щадит головы людей, вглядывающихся в книгу, не думая, не швыряет им в лицо килограммы терминов, бережен, избирателен, честен. где-то в середине главы "примитивизм/фовизм" я расплакалась, прочитав эпитафию для надгробья Анри Руссо.
милый руссо!
друзей встречая у небесных врат,
с нас пошлин не бери за краски и холсты.
они тебе понадобятся, брат, -
портрет звезды напишешь ты.
зная, как друзья относились к нему при жизни, можно понять, над чем тут плакать (: