Больше рецензий

Kelderek

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 сентября 2019 г. 18:30

664

3 Давайте послушаем

Когда с содержанием вроде разобрались, все идеи перебрали, добавить нечего, остается экспериментировать с формой, чтобы получше подчеркнуть прописные истины. Перед читателем попытка воспроизвести гремучую смесь японской интеллектуальной прозы – философия, детективная загадка и приправа в виде идеологии.

В поле зрения Болла многоголосье, разобраться в котором помогает лишь молчание. Чтобы понять, что происходит, надо выпасть из словесного потока, поглядеть на него со стороны. Механически разъять то, что кажется естественным. Отсюда и форма романа – набор нарезок из интервью в сопровождении конферансье-журналиста, у которого, и это не следует забывать, тоже есть голос.

Поэтому заявление Болла в одном из интервью, что он хотел избежать авторитарного авторского начала при изложении материала либо заблуждение, либо лукавство. Перед нами выдержки, скомпонованные воедино твердой рукой ответственного за выпуск книги. Остается надеяться, что он смог избежать лжи и субъективности, с которыми столкнулся в ходе расследования.

Но как бы то ни было, молчание Оду Сотатцу предоставляет возможность расслышать за гулом многолосья каждого, понять, что скрывается за шумом. Молчание рождает книгу.

Несколько голосов, звучащих со страниц романа дают понять и то, что истина умерла, и то до нее не докопаться, и то, что она очевидна лишь тогда, когда перебираешь ленты с записью. Сверхзадача многочисленных интервью - попытка понять, почему тихий смирный человек по имени Оду Сотатцу взял на себя вину в преступлении, которого не совершал. Решить загадку – разобраться в человеке, а значит подвести потом под найденную закономерность другой частный случай.

В романе много условности. Вообще через избранную форму Болл хочет многое сказать о человеческой природе. В основном все то, что мы уже знаем: люди безразличны, эгоистичны, поверхностны и вообще по-разному глядят на мир и интерпретируют происходящее. И да, люди много говорят, много и неопределенно, так что сами начинают верить в прочность неопределенного. Подспорье стремящегося к истине – молчание. Стоит одному замолчать и станет очевидна пустота, бессодержательность и неадекватность речи остальных.

Молчащий всегда красив. Что ж это работает и здесь.

Градус безразличия и лжи конечно разнится. Но это по-прежнему константы человеческого бытия.

Если люди пристрастны, и неряшливы в своем отношении к фактам, то, что ждать от Фемиды? И не абсурдно ли говорить об этом, растворяя свой голос в шуме?

Поэтому хочется вывернуть вполне очевидный ответ книги в другую сторону: стоит ли жить в таком обществе? Как в нем жить?

Невозможность найти ответ на социальные вопросы ставит проблему экзистенциальную.

Роман Болла – нарочито усложненный очерк современной ситуации. Но нужно ли крутить такие пируэты вокруг знания, не ведущего к практическим выводам? Молчать или говорить? Ответ на этот вопрос в романе очевиден – слушать. Тогда многое поймешь.

Отличный совет. Но стоило ли трудиться столько страниц? Книга Болла – аргумент в пользу того, что художественной литературе лучше развернуться в сторону изложения истории. А подумать нам помогут менее объемные и более оперативные статьи и эссе.

Ода издыхающей лягушке