Больше рецензий

DavidBadalyan

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 сентября 2019 г. 12:04

5K

3.5 Любовь, как оазис в пустыне выжженных человеческих отношений

Оазисы были островами, которые приходилось постоянно защищать от натиска песчаных волн

В романе «Все люди – враги» (1933 г.), английский писатель Ричард Олдингтон попытался отразить реалии «потерянного поколения» на примере английского интеллигента, жизненный уклад которого рухнул, а система взглядов основательно поколеблена. Как и романы Ремарка, «Все люди – враги» Олдингтона характеризуется ярко выраженной антивоенной интонацией, исполненной ненавистью к войне и неприятием всякого насилия. Подобная антимилитаристская тематика мне всегда была интересна и близка. С этой точки зрения роман мне понравился; в определенной степени симпатичен главный герой с его поисками и неудовлетворенностью. Однако, как по мне, книга получилась чрезмерно сентиментальной и несколько затянутой (особенно концовка).

«Все люди – враги» делится на четыре части. Действие охватывает треть века (1900 – 1927 годы), и среди событий, прямо или косвенно запечатлены – Первая мировая война и всеобщая стачка 1926 г. в Великобритании. Перед написанием книги Олдингтон исколесил почти всю Европу, и довольно продолжительное время прожил в Италии. Это отложило свой отпечаток и на произведении: в романе действие разворачивается в нескольких странах (Италии, Франции, Швейцарии, Австрии, Тунисе).
Главная тема романа – это адаптация главного героя (Энтони Кларендона) к мирной жизни после испытанных им ужасов Первой мировой войны. Жизнь Тони поделилась на две половины – до и после войны. До войны жизнь Тони, с ее спокойным течением, была полна радости и гармонии. Он совершает путешествие во Францию, а затем в Италию, где находит свою любовь – австрийскую девушку Кэти. Все рушится в одночасье с началом войны: Тони теряет связь с Кэти – ввиду того, что Австрия (Австро-Венгрия) и Великобритания находятся в состоянии войны, – и оказывается на фронте, где он получает ранение. Вернувшись с войны, Тони ощущает внутреннюю пустоту, понимая, что довоенный уклад жизни безвозвратно потерян и уже невозможен.
Главный герой на протяжении всего романа эволюционирует, придерживаясь разных взглядов – от социалистических взглядов до идей близких к руссоистским (идеям Руссо), с главенствующей идеей возрождения «природного» в человеке и возвращением его к первоосновам бытия. Тони ищет иной смысл в жизни, понимая, что жизнь, построенная на основе материальных выгод, карьеризме и респектабельности, где личность – всего лишь «винтик», абсолютно бессмысленна. Это приводит к разрыву с деловой жизнью, столкновению с обществом (с его стереотипами) и потерей близких ему людей. Спасает его в этой ситуации – только любовь: любовь к Кэти…

Комментарии


Очень люблю этот роман.


Вчера дочитала Э. Хемингуэя "Прощай, оружие!". По плану как раз после идет Р. Олдингтон - так что рецензия ну прямо в точку!


Спасибо! Как бы вы оценили "Прощай, оружие!"? Я в этом году также планировал его прочесть, но руки пока еще не дошли.


Мне очень понравилось. Я нашла много точек соприкосновения у Э. Хемингуэя с Э. Ремарком и Ф. С. Фицджеральдом. Но это потому, что они, как и Р. Олдингтон, писали о "потерянном поколении".

Вообще, я считаю, что Э. Хемингуэй либо нравится, либо нет. Третьего не дано. Если к душе вышеупомянутые писатели и волнует тема "потерянного поколения", то Э. Хемингуэй пойдет на ура.