Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

12 сентября 2019 г. 07:43

2K

5 Поправь меня, если сможешь

Майор Майор немедленно переключился на изучение американской литературы, но ФБР уже успело завести на чего досье. На далекой ферме, которую Майор Майор называл своим родным домом, проживали шесть человек и шотландский терьер. Пятеро из этих шести, а с ними и терьер, как выяснилось, сотрудничали с ФБР. Скоро они собрали столько компрометирующего материала на Майора Майора, что могли сделать с ним все, что угодно. Однако единственное, что они смогли сделать, - отправить его рядовым в армию.


Кажется, знала о существовании этой книги, сколько себя помню. Хотя думала о ней всегда, как о "Поправке 22", не как об "Уловке". Не то, чтобы много думала, справедливости ради, просто знала, что читать не хочу (потому что про войну и политическое), но когда-нибудь придется - дхарма, уклоняться бессмысленно. Потому, когда знакомый сказал, что читает сейчас Хеллера, подумала, пора и мне. Да - это великий роман, хотя совсем не моя книга.

На внешнем уровне соединение "Швейка" с "Офицерами и Джентльменами": первым вытаскивала себя из тяжелейшей юношеской депрессии, читая по кругу, второй до сих пор вспоминаю с содроганием. На внутреннем - Достоевский и Кафка. "Уловка 22" вся такая оксюморонная: сплав того, к чему питаю глубокую нежность с тем, что вызывает острое отторжение. Второе преобладает, потому читать большей частью было мучительно. Хотя нет эпизода, страницы или абзаца, с которыми не понимала бы - это очень хорошо. Неважно, что совсем не мое. Или все-таки важно?

Когда чтение сопровождает чувство, какое испытываешь, когда кто-то шоркает пенопластом по школьной доске, это солидный дискомфорт. Но если в результате тебя становиться больше в мире, как если бы все они: Йоссериан, Нитли, Орр с его дурацкими яблочками за щеками, капеллан, несчастный живой мертвец доктор Дейнека - все были людьми, которых знала когда-то, и по внутреннему ощущению они живее, чем многие из тех, с кем сталкивалась в реальности. Так вот, если тебя прибывает в мире в результате чтения какой-то книги, хотя бы даже процесс не доставлял удовольствия - оно того тысячу раз стоило. Жизнь ведь часто тоже процесс, не доставляющий удовольствия, но она стоит того, чтобы жить.

О чем роман? Сорок четвертый год, американский летный полк, базирующийся в Италии. Необходимо сказать о логической вилке: в годы войны Хеллер был военным пилотом и спроецировал на события книги собственный опыт, но протестная идеологическая составляющая четко дистанцируется от II Мировой, привязываясь к корейской и вьетнамской войнам. Не будем углубляться в эти дебри, не обладая навыками экстремального выживания, из них рискуешь не выйти. Просто примем, как данность.

Итак, основной конфликт книги в том, что полетная норма для военного летчика пятьдесят вылетов, но когда большая часть основного состава приближается к его выполнению, полковник Кэткарт волевым решением увеличивает полетную норму еще на пять вылетов. Для людей, выполнивших свой долг, настроенных на возвращение домой и понимающих, что исход войны уже предрешен, собственные их действия бессмысленны, но каждый следующий полет может обернуться увечьем или смертью, сознавать, что ничего не можешь с этим сделать, чудовищно.

Главный герой Йоссериан пытается использовать любые доступные средства, чтобы избежать полетов. Их немного, практически только одно, быть комиссованным по состоянию здоровья. Военная медицина даже позволяет ему время от времени отлежаться на госпитальной койке, но потом снова марш-марш-левой, чтобы вернувшись, обнаружить, что за время отсутствия полетная норма подросла еще на пять вылетов.

Есть вариант мечты - тебя признают психически неполноценным и подчистую списывают. Но как раз тут и начинается действие уловки 22, смысл которой в том, что если хочешь продолжать делать боевые вылеты, ты сумасшедший. но когда попытаешься на этом основании обратиться за освидетельствованием медкомиссии - стало быть ты вполне здравомыслящий. а потому, продолжай летать, сколько полковник ни назначит. Замкнутый круг, из которого нет спасения. Как ни парадоксально, каждый из героев находит свой выход. Ни один не хорош, бороться с системой, все равно что бодаться теленку с дубом. но всякая уловка предполагает потенциальное существование способа ее обойти.

Структура романа довольно сложная и не обеспечивает читательского комфорта, практически все время это скачки вперед-назад во времени. Общий строй довольно мрачен, к финалу становится почти безнадежным. И только в самом конце блеснет надежда. Так оно и должно быть, ночь наиболее темна перед рассветом. Ну и, да, это великая книга.

- Я думал, ты не веришь в Бога.
-  Да, не верю, - всхлипнула она и разразилась бурным потоком слез. - Но бог, в которого я не верю, - он хороший, справедливый, милостивый. Он не такой низкий и глупый, как ты о нем говорил.

Источник

Ветка комментариев


Конечно, значение книги того пилота для мировой литературы значительно больше, чем значение творения этой лисы :) Однако, мне кажется, китайцы XIX века поинтереснее американской сатиры, для нас по крайней мере.
Может быть, я и ошибаюсь. Всё же Catch-22 я не дочитал до конца :)


Какой кошмар это бинтование.


Примерно как липосакция, не говоря уж о том, что с собой Майкл Джексон устроил или этот наш парикмахер :)


О, это совсем не одно и то же. Мне после аварии пришлось перенести механическую шлифовку, не самая приятная процедура и довольно но болезненная, но это в сравнение не идёт с муками, которые переносили эти бедняжки.


Майкл Джексон без аварии обошёлся, и это две большие разницы :)


Да, ринопластику вообще нельзя больше двух раз проводить, а он не то четыре, не то пять операций на носу перенес. И для чего. Только чтобы как можно меньше проходить на себя самого.


Неграм не повезло. Смотрел кино, там девочкам лет примерно семи предлагают на выбор двух кукол Барби, одну белую и одну чёрную. Все девочки выбирают белую куклу, в том числе и девочки чёрные. Обоснование у всех одно: она красивая.
В этом смысле Майкла Джексона понять могу.
Не могу понять Сергея Зверева, который превратил себя в педерастического вида куклу.

Утешает только одно: главное -- чтобы им нравилось. Китайское бинтование оправдывается тем же.


Ну, там же это было сексуальным фетишем, как выясняется. И довольно мощным.
То же касается кукол Барби, их популярность - заслуга маркетинга, успешно продающего типаж фигуристой европеоидной девицы.

Что до Зверева, вообще о нем не думаю. Пусть делает с собой, что угодно. Благо, я ТВ не смотрю.


Мне тоже Сергей Зверев, знаете ли, по ночам не снится :))) Если приснится когда-нибудь, это будет ночной кошмар :)))
По поводу телика есть известная история:

-- Ты новости смотришь?
-- Нет. Пропустил пару сезонов, теперь ничего не понимаю.


А сегодняшняя фигуристая европеоидная девица вполне соответствует в XIX веке китаянке с поломанными костями ног. Назовите это фетишем или как-то по-другому, суть не меняется.
Если девушка в Пекине или в Москве умирает от истощения в погоне за формами Барби, то это вполне аналогично бинтованию ног, разве нет? Китаянки тоже не все умирали в битве за красоту.

Среди моих любимых картинок есть и такая:
two beauties
Если бы правой девушке вовремя поломали ноги, общее её здоровье было бы наверняка лучше :)))


Тьфу на вас, что за сексистские высказывания? Неправда это все, они себя голодом не в погоне за красотой морят,а потому что психически неполноценны.


Ну той или иной диеты придерживается большинство. Значит, это психическая норма.
Неполноценны те, кто жрёт всё подряд, не думая о Барби, особенно после шести :)))


Я не придерживаюсь диет и ем после шести. А вы придерживаетесь?


Мы с вами неполноценные :)
Кстати, я заметил, что по телику, которого вы не смотрите, после полуночи начинают активно рекламировать кофе! Причём, один из сортов как раз тот, что у меня всегда есть. К чему бы это?
Мне кажется, они таким образом пытаются заставить зрителей не спать :)))
Не понимаю только, почему кофейные компании так нежно заботятся о телевизионщиках? Что у них общего?


Гы, так и до конспирологии недолго добраться. Они рекламируют, потому что в это время у экранов целевая аудитория. А то, что сорт ваш, это потому, что они уже прежде его рекламировали и вы, повинуясь записанному на подкорке сигналу, выбрали его.


Я думал, целевая аудитория хлещет кофе по утрам :)))
Может быть, по утрам они тоже рекламируют, но я не вижу. Но что вечером до самой полуночи намного меньше кофе показывают, это точно.
Причин такого поведения не знаю, но они наверняка есть. Фирмы разные, случайное совпадение маловероятно.
Очень может быть, что причины завиральные. Вроде того, как в рекламе автомобилей запрещено использовать слова "скидка", "дёшево" и все однокоренные :)


Ночные люди не все не спят потому что это их выбор, как в вашем случае. Кто то работает и его неудержимо клонит в сон, другой тусит и тоже ищет способа взбодриться. Тут кстати и реклама. Мала кто устоит.
А почему в автомобилях нельзя употреблять слова скидка?


Наверное, насчёт кофе вы правы. Идея не завиральная. Нормальная.
Откуда пошли запреты на слова для автомобилей, не знаю. Это всегда было так, со времён Греции и Рима. Автомобилей ещё не было, а запреты уже были :)))


Какая прелесть. Ушла много думать (об автолексике)).


:)))
Возвращайтесь завтра :)


Всенепременнейше)