Больше рецензий

bastanall

Эксперт

Литературный диктатор

8 сентября 2019 г. 17:46

504

4 Эстетика красного

Супермен очень милый, правда, мама.

Миллар, Джонсон и Планкетт хорошо постарались, создавая альтернативную версию прославленного Супермена. Не со всем я согласна, не всё поняла, но получившаяся история доставила мне ни с чем не сравнимое удовольствие. Единственным сожалением оказалось то, что в этом Супермене — несмотря на способности, детали биографии, моральные терзания и лихо закрученную родословную, — мало что осталось от духа оригинального Сверхчеловека 60-х годов, который мне в своё время так понравился. Но это мелочи, любая история имеет право на существование в том виде, в котором её придумали авторы. И у любой истории найдётся свой поклонник (:

Между прочим, у «Красного сына» я предвижу поклонников двух типов. Первым Супермен нравится в любой ипостаси, вторые — из той категории людей, что обожают альтернативные взгляды на историю мира (тем более, в комиксах). Авторы не только переосмыслили культовый образ, но и перекроили вдоль и поперёк историю.
В плане переосмысления оригинала «А что если бы» принимало даже забавный оборот: а что, если бы ракета упала на 12 часов раньше, и Супермен стал бы гражданином Америки? Кто знает, кто знает... В этом вся соль «Иных миров». Кроме того, не раз заставляли улыбаться мелкие и крупные отсылочки — друзья, враги, возлюбленная, суперспособности. Особенно суперспособности — какой простор для супертирании. Сюда же относится неожиданное открытие: всё, что американцы в Красном сыне осуждали и чего боялись, было его великим достоинством, когда он был на их стороне. Американщина в этой книге — с двойным дном. А самое печальное, что авторам, в общем-то, не пришлось ничего придумывать: в годы «холодной войны» умонастроения американского народа были именно такими. Описание мира в начале комикса живо напомнило мне рассказ Филипа Дика «Foster, You’re Dead!» из «Электрических снов», — и мир тот был очень грустным.
Собственно, история мира на самом деле как таковая не изменилась, авторы разрезали «ткань времени» на мелкие кусочки и собрали её в немного другом порядке. Им не пришлось выдумывать Сталина и холодную войну — всё уже было, надо было только сделать героя логичным продолжением Вождя; не пришлось выдумывать Красного сына — они взяли в качестве примера для подражания Большого Брата из «1984»-го; им не пришлось выдумывать новую «религию» — за основу мировоззрения главного героя был взят коммунизм (хоть это и не мировоззрение). То есть эта книга — (относительно) большой, сложный, многоплановый микс из всего на свете. И мне это нравится.

И между прочим, совсем другое дело, что весь коктейльный замысел пришлось нарисовать с нуля. Рисовка классная, типично комиксная, но более зрелая, чем у первых выпусков «Супермена», — и более кроваво-красная. Точный период не назову, но где-то как раз времён конца «холодной войны» — середины или конца 1980-х годов. Я не фанат, но так, во всяком случае, рисовка выглядит на мой любительский взгляд.
Забавно, как визуализированы и как ведут себя другие персонажи в книге. Например, образ Бетмена может потрясти воображение своим головным убором и содержимым холодильника, но угроблен развязкой — над ним просто посмеялись и отправили в утиль. Брайниак выглядит довольно безобидно, однако в этом заключена самая соль персонажа и его значения для Супермена. Зелёный фонарь, признаться, вообще непонятно зачем был втянут в сюжет, а вот Чудо-женщина оказалась настоящим подарком для авторитарного манипулятора, таившегося в Красном сыне, — и её красота, и её старость прямо кричали о характере главного героя.

В целом история получилась динамичной (впрочем, это, кажется, естественное качество комиксов и графических романов, но ведь даже естественность порой даётся с трудом). В трёх книгах условно обозначено течение времени, развитие — в лицах и характерах, да и просто в архитектуре. Было интересно следовать за извилистым, но очевидным путём авторской мысли к финалу — и вот он оказался неожиданно ярким. Как я смеялась! Какой красивый ход! Но обойдёмся без спойлеров.
Или перевод, или оригинал немного корявый. Манеру речи Сталина пытались обыграть, но спорно: сложно представить Сталина, тут и там вспоминающего всех святых. Восклицания Супермена «ради господа бога» и вовсе катастрофичны — не такими были те годы, не такими, чтобы просить ради бога. Но кто в том виноват, уже поздно судить. Что вышло, то вышло.

Билет в историю, тур №23, за совет отдельное спасибо проводнику Snowtrooper 'у.