Больше рецензий

30 августа 2019 г. 22:39

710

2 Спойлер Не верю

Яркий пример произведения, в котором автор замахнулся на сложные социальные темы, но даже не попытался их раскрыть. Что ни тема – полный провал.

Вся книга – перечисление предметов и действий. И практически никаких эмоций. Неудивительно, что на последних страницах героиня рассуждает о чувствах, якобы они не имеют значения: важно только то, что ты знаешь и умеешь. Такая убежденность тринадцатилетней девочки – тревожный симптом, который мог бы дать огромный простор для исследования ПТСР и возможность показать, как героиня справляется с испытаниями, которые ей выпали, и с решениями, которые она принимала. Но ничего этого нет. Да, Сол пережила страшное, да, она убила отчима, да, она не жалеет – все это подается как факт. И на этом собственно все.

Зато герои бесконечное множество раз собирают ветки, строят шалаши, едят изюм и пьют чай. Одно и то же, одними и теми же словами, в каждой главе, и ни к чему не ведет. А ведь такая интересная задумка! Жаль, что герои – картонные дурилки: про природу у автора получается писать лучше, чем о людях. Вот только и язык, и перевод оставляют желать лучшего.

Единственный плюс: аннотация и обложка.

***
Оказывается, Галина Юзефович написала для Медузы вполне себе положительную рецензию на «Меня зовут Сол».

И теперь мне очень интересно, о каком "обнадеживающе и оптимистично" идет речь, если героиня собирается в детскую психушку для галочки и не выказывает при этом вообще никаких эмоций?

При этом ни героиня, ни автор не видят вообще какой-либо проблемы в ее душевном состоянии, в том, что девочка годами давила в себе чувства, а теперь даже паники в ней, и той не осталось. Как не видят, кажется, проблемы и в том, что в прошлом Сол – жертва сексуального и физического насилия, вынужденная решиться на убийство. Или в том, что Сол и ее младшая сестра годами наблюдали, как отчим-наркоман измывался над их матерью, которая в свою очередь пила не просыхая и не заботилась о детях.
Неудивительно, что в этом свете то, что Сол приговорили за убийство к принудительному лечению, не рассматривается как помощь, как шанс проработать травмы, исцелиться. Нет. Это всего лишь необходимость: отсидеть в психушке положенное, чтобы вернуться к семье.

Простите, но я не вижу ничего обнадеживающего для этой семьи.

А еще мне слабо вериться в «светлую романтику» выживания в лесу, когда валит снег, но герои не особо-то мерзнут, вечно умудряются промочить ноги, но не парятся из-за этого и, конечно, не болеют, а еще постоянно расстилают на снегу плед, сидят так часами, и хоть бы хны. Если уж выживание, то хорошо бы описывать его правдоподобно.

[ Авторская оптика в этом смысле полностью совпадает с оптикой героини: и Китсон, и Сол смотрят не назад, а вперед, им обоим гораздо интереснее то, что будет дальше, чем то, что уже произошло. Травма уродлива, не на что тут любоваться, и чем скорее ты с ней развяжешься, тем лучше — примерно так, если совсем коротко, можно сформулировать общий посыл «Меня зовут Сол». И он, при всей своей перпендикулярности основной повестке, звучит обнадеживающе и оптимистично. ] (с) Галина Юзефович

p.s. имя героини – Salmarina (морская соль). Sol в переводе с испанского «солнце».

Источник

Комментарии


Здравствуйте, Константин Сергеевич.