Больше рецензий

30 августа 2019 г. 18:46

2K

2

картинка Frau_ego_me4ti

Несмотря на название, этот роман не имеет никакого отношения к одноименному фильму, а местом действия является не Япония, а Англия. Главные герои — молодая женщина Сибилла, у которой весьма оригинальные взгляды на жизнь, и ее гениальный сын Людо.

Людо — необычный ребенок. Уже в два года он научился читать, в три познакомился с Гомером в оригинале, а позднее выучил арабский, иврит, японский и множество других языков. Его интересует высшая математика, аэродинамика и прочие заумные вещи, к которым обычные дети равнодушны. Да и его мать Сибилла — непростая особа. Она привила сыну любовь к познанию, а еще воспитывает его по уникальной системе, о которой когда-то прочитала в одной книге. Она не сюсюкается с Людо, а разговаривает с ним как с взрослым.

Так как Людо растет без отца, а мальчику нужен образец мужского поведения, Сибилла постоянно включает сыну любимый фильм «Семь самураев». Людо так часто смотрел его, что может цитировать все ключевые сцены. А еще мальчик не знает, кто его отец. Людо выпрашивает у матери имя, но она хранит его в тайне. В итоге мальчик пытается найти отца самостоятельно. И у него это даже получается. Вот только настоящий отец разочаровывает его, и он ищет нового идеального родителя. Людо устраивает каждому потенциальному кандидату проверку на прочность. Он выбирает отца, заявляет, что он его сын, и смотрит на реакцию.

Но поиски отца — это не главная тема романа. Все же больше внимания уделяется воспитанию и тем трудностям, с которыми сталкиваются гении. Их мало кто понимает, а адаптироваться к посредственному обществу для них — пытка. На примере Людо становится понятно, что вырастить гения дома, без школ и университетов, возможно. Но вот жить ему в мире, где среднестатистический ребенок не читает Гомера в оригинале, а смотрит «Улицу Сезам», будет очень трудно. И столкновение Людо с обычным миром прекрасно описано в романе. Он маленький самурай, которого не волнует мир материального. Людо не боится жизненных трудностей, а главное для него — познание. Но разве много таких людей встречается? И принимает ли их общество?

«Последний самурай» — это не только роман о воспитании, но и яркий пример постмодернистской литературы. Не столько по содержанию, сколько по форме. Рваные предложения, окончание которых можно найти через пару абзацев или даже страниц, отсутствие знаков препинания там, где они необходимы, нарочно неправильно оформленная прямая речь, замена буквы «и» на & — и это не все примеры оригинального оформления текста. Да, автор таким образом показывает мыслительный процесс Сибиллы, когда одни мысли моментально сменяются другими, а воспоминания перемежаются рассуждениями о языке или математике. Вот только такой стиль придется по душе далеко не каждому читателю, ведь из-за этого воспринимать роман и следить за сюжетом становится трудно.