Больше рецензий

Lika_Veresk

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 августа 2019 г. 22:01

348

4

Когда-то давно смотрела экранизацию этой пьесы В. Басовым, она показалась очень интересной, и я планировала как-нибудь ее прочитать, но всё руки как-то не доходили. Спасибо «Игре в классики» - таки дошли. С удивлением обнаружила, что драма Пристли очень короткая (как ее только хватило аж на 3 серии!).

Пьеса весьма любопытна. Она герметична, в ней немного героев и нет внешнего действия. Одни разговоры, но именно они и движут события. По знаменитому чеховскому принципу: «Люди обедают, только обедают, пьют чай, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни». При этом автору удается держать читателя в напряжении в ходе всего действия.

Тема пьесы стара, как мир: правда и ее последствия. Нужна ли полная правда людям? Этот вопрос поднимают многие авторы (вспомните хотя бы хрестоматийную школьную пьесу «На дне» М. Горького или цитируемого им в тексте Беранже). А действительно, нужна ли? Или в некоторых случаях предпочтительнее полуправда и даже ложь во спасение?

Герои Пристли волею обстоятельств вынуждены столкнуться с правдой, обнажающей неприглядные стороны практически каждого из них. И нельзя сказать, что правда их обрадовала. Потрясенный Роберт, которому вдруг открылась бездна падения людей, считавшихся близкими, назовёт своё окружение «проклятый скотный двор». И страдать больше всего будет оттого, что в нём не останется никакой веры: религиозной – и не было, а веру в людей он утратил бесповоротно. Да, он жил иллюзиями, но ведь, по его словам, черпал в них надежду и мужество. Теперь он «лишился способности строить иллюзии», а как жить иначе – не знает. Не умеет. Потому исход и трагичен. А ведь «всё могло быть иначе»! И не только в том случае, если бы все отмахнулись от правды и не акцентировали внимание на опасной теме, но и если бы изначально жили честно и правдиво, не кривили душой, не лицемерили, не искали выгоды.

Для литературы 1930-х годов финал весьма оригинален: двойственность концовки как приём – черта произведений конца ХХ века («Женщина французского лейтенанта» Фаулза и иже с нею). Высший балл не ставлю, т. к. мне не хватило в пьесе индивидуального начала в каждом из героев и психологической нюансировки диалогов. Но драматург, бесспорно, интересный. Теперь хочу прочитать другую его пьесу, «Время и семья Конвей» (кстати, тоже экранизированную Басовым).

Прочитано в ходе "Игры в классики".