Больше рецензий

snob

Эксперт

Сноб Лайвлиба

29 августа 2019 г. 12:43

3K

4 Алиса в стране бейсбола

"Тщеславие - пустое высокомерие, кичливость, желание быть предметом славы, почитания.

Публика в баре захмелеет от скуки, если разобрать сюжет на стойке. Потому что структура романа узнаваема, как помятая шляпа у бармена. Конструкцию книги собирали словно по учебнику и гомеровским канонам, а именно: привычный контекст – зов – страх – путешествие – неизвестный контекст – изменение героя. Я понимаю, что "Бруклину" исполнилось десять лет, но даже на 2009 год построение романа отдавало запахом студенческого трафарета. С другой стороны, здесь можно разглядеть вызов, который вправе перед собой поставить писатель – увлечь читателя, надев старую шляпу.

История ирландки напомнила мне приключения Алисы. Правда, взамен белого кролика у нас лишь белый лайнер, на котором юная Эйлиш покидает страну. В этом эпизоде мне особо понравилось упоминание закрытых дверей на корабле. Почти как в сказке – упав в кроличью нору, Алиса видит зал со множеством дверей. Но Колм Тойбин не новатор-математик, скорее, упорный романтик-рудокоп. Потому на корабле отсутствуют воспоминания, мечты и свежий воздух, есть только морская качка, дурнота и её последствия. Отрывок зацепил меня яркой картинкой. Я даже удивился не состыковке между обложкой и содержанием. Будь это российской прозой, можно было поковырять итоги тошноты на коврах и найти в них авторскую мысль о тяготах прошлого или внутренних страданиях девушки, вынужденную ползать по липкому ковру и драться за унитаз.

По ритму и настроению роман скорее схож со спокойствием "Вдали от обезумевшей толпы". То есть можно заснуть и споткнуться на поворотах. При этом странно, что в книге отдает динамикой, нежели статикой, но все равно чувствуется какая-то медлительность в абзацах. Тишина во всем. Тойбин явно любит детали, он внимателен к нюансам и складкам на лицах. Но все равно это не Достоевский с его психологией и подёргиванием конечностями. Тем не менее, на мой взгляд, девушка нарисована неплохо. Другое дело, что ей не хватает авторской честности. Парадоксально, что история в реализме, а девица находится во флёре романтизма 1950 года. Напоминает стихотворение о котлете. Другими словами, здесь вы не увидите монолога Бриджит Джонс или диалогов Буковски. Наедине с собой Эйлиш выражается также, как и перед коллегами и друзьями – деликатно, поправляя юбку.

Благодаря внешним обстоятельствам показывается, что девушка не обладает инициативностью. Об этом говорит и выбор эпизодических участников. Все роли мало-мальских наставников расхватали решительные и опытные женщины. Причем так было с ранних лет девицы. В этом смысле Эйли остается верна себе. Не на йоту в сторону, а строго по направлению, которое заложили на взлёте по нравственным и добродетельным стрелочкам. Отказ от бунта, аллилуйя. Но, к счастью, персонаж многомерен и чем-то напоминает маятник, а не детище Франкенштейна. Тойбин оказался неплохим писателем. Его Эйлиш обладает внутренней и внешней адаптивностью, где склонность к безынициативности (а значит, поиску наставников) лишь одна из юбок в гардеробе. Девушка исполнительна во внешнем распорядке, аккуратна во внутреннем и неосознанно требовательна к мужчинам. Причем требовательность её забавным образом развивается по ходу страниц. Помимо всего прочего, Эйли внимательна к деталям и прагматична – распознает скрытые прикосновения, предугадывает реплики и стремления мужчин. Этот персонаж способен на дерзость, жалость и жестокость. Когда ловишь взгляд такой девицы, то чувствуешь спокойствие, равнодушие и смелость на выдохе. С возрастом она наверняка раскроется, научится соблазнять и попробует ведущую роль в танце и в постели. У девушки появится сознательное желание – электризовать и вдохновлять. Я сделаю ставку на то, что Алиса подрастет, отыщет бруклинские каблуки и пойдет за тёмным кроликом, а не за англиканским священником.

Здесь то и приходит время поговорить о кривых спицах. Безволие, тщеславие и безынициативность – три бородавки на упругом теле ирландской дивы. Забавно, что отрицательные черты привязаны к ситуациям, а положительные к внутреннему миру. Эйли весьма тщеславна. Это одна из причин, почему я не стал делать отсылку к "Гадкому утенку". Уехав из страны простушкой/тенью своей сестры, она возвращается почти американкой. Здесь наступает та минута, в которой не нужно читать мысли персонажа. Просто смотрите на его действия. И, на мой взгляд, именно тщеславие первопричина дальнейшего безволия… Да и вообще, определяющая нить характера.

Что хочется выделить особо:
1. По мне так самое интересное в книге… Число 3 пронизывает всю историю. Три женщины: две сестры и мать. Три брата. Три локации: Ирландия, лайнер, Бруклин. Три страны: Ирландия, Англия, Штаты. Неформальный треугольник: Эйли, итальянец, ирландец. Да и гг. три раза примеряет новый наряд (жёлтый кардиган, белое платье и купальники). Трактовать можно по всякому, но мне больше всего симпатична мысль, в которой прослеживается коллекция из прошлого, настоящего и будущего – переплетение времен, а не линий жизни.

2. Из первого вытекает второе. Настоящее становится прошлым. Эйли с мамой выходят из дома. Их встречает сильный дождь (надо признать, весьма заезженный художественный штрих). А как известно, дождь омывает и грешников, и праведников. Но соль не в этом. Мне кажется, Эйлиш станет такой же, как и её мать: безвольной женщиной, у которой будет решительная дочь – американская бунтарка. Цикл замкнется в новой культурной петле.

3. Трагедия всех дочерей – они становятся похожи на матерей… помнится, читал у Уайльда. В этом плане, мамаша Эйлиш еще больше тщеславна и эгоистична, чем дочь. Под конец книги эти два персонажа меня просто достали. И я начал скучать по сестре Эйли - Роуз.

4. В тексте встречается упоминание Норы Вебстер – девушки, про которую у Тойбина есть следующая книга 2014 года. В общем, забрал. Прочитаю.

5. В романе не хватает моих любимых вещей: иронии, цинизма и философской болтовни. Взамен этого есть только добродетельный священник, кормящий голодных бродяг. Хотя… "в основе так называемой щедрости обычно лежит тщеславие, которые нам дороже всего, что мы дарим" (автора, к счастью, не помню).

6. Одиночество в неизвестном городе. Советую почитать тем, кто обращает на это внимание в книгах.

Комментарии


По ритму и настроению роман скорее схож со спокойствием "Вдали от обезумевшей толпы". То есть можно заснуть и споткнуться на поворотах.
Ах вот как... читать мне, видимо не стоит)


Мне кажется, эта книга подойдет в минуты спокойствия) Когда не хочется быстроты и триллера. Книга для первых дней отпуска, чтобы переключиться на тишину.


Я тут один триллер, про извращенцев, оч кровавый прослушала... и чет так спокойно от него было и тихо... удивлялась себе)))
Ой, в отпуск я и Кинга могу прихватить, наоборот, беру то, что цепляет мозг, а не расслабляет... на отдыхе он и без того расслаблен, особенно, если укатила, куда-нибудь) а вот в будни, рабочие, меня шатает от серьезного до сказки)


О, ну я так ужасы смотрю)) Меня это чертовски расслабляет.
А отпуск у меня отпуску рознь. Порой хочется замахнуться на книгу а-ля Улисс и ковырять этот кирпич по всем деталям. А иногда и простой истории хватает.
В будни еще хорошо читаются рассказы, кстати. Со сказками полностью согласен. Но если мы говорим про сказки Андерсона, например, там нужна концентрация почти на каждый абзац.


Я - нет))) самые такие места, либо глаза закрываю, либо переключаю)) могу смотреть, что-то типа Крика)))
Каждому свое.
К рабочим будням я и выходные между, отношу, т.к. глазками только тогда читаю, так-то, слушаю в аудио... рассказы - редко... но метко, и там можно найти нечто шедевральное.
Фентези))


самые такие места, либо глаза закрываю

Тогда теряется весь смысл ужастика)

рассказы - редко... но метко, и там можно найти нечто шедевральное.

Чьи рассказы нравятся? Я могу перечитывать чеховские...

Фентези))

Вот это вообще не моё)


потому я их и редко смотрю))
ой, я разные читала, тут, из отзывов находила... у Дафны есть меткие рассказы, у Чехова читала и прочие, люблю когда в них что-то неожиданное и меткое)
ну, каждому свое))


Меня эта книга буквально преследует, но вот то, что "можно заснуть" - пугает и останавливает от добавления в виш.


Может, вам как девушке будет интереснее. Читать такие книги про мужчин мне больше нравится. Но, как я и написал, эпизод на корабле хорош и динамичен. В общем, книга не лишена динамики уж совсем)


Наедине с собой Эйлиш выражается также, как и перед коллегами и друзьями – деликатно, поправляя юбку.

Да, именно поэтому Эйлиш мне казалась ненастоящей. Хоть бы ругнулась иногда на соседку за стенкой... Была у меня такая знакомая - правильная до тошноты, ни капли червоточинки..., ни капли настоящего человека.

Помимо всего прочего, Эйли внимательна к деталям и прагматична – распознает скрытые прикосновения, предугадывает реплики и стремления мужчин.

Саш, а чего там распознавать и предугадывать было у чопорного ирландца и безграмотного итальянца?)))

Хотя… "в основе так называемой щедрости обычно лежит тщеславие, которые нам дороже всего, что мы дарим" (автора, к счастью, не помню).

А делаем добро мы из-за эгоизма?)

В целом, образ героини у меня сложился похожий. Только она какая-то топорная, как целиковый Буратино из одного полена. Я, правда, не разделяю твоего оптимизма относительно бруклинских каблуков.


Хоть бы ругнулась иногда на соседку за стенкой...

Ага. Но при этом она все равно склонна к проявлению бунта. Я помню ее взгляд, которым она прожгла владелицу магазина. Да и итальянца она все-таки привела в запретную комнатку. Как тебе сцена секса, кстати?)

Саш, а чего там распознавать и предугадывать было у чопорного ирландца и безграмотного итальянца?)))

Я с тобой согласен отчасти... Но ирландец не такой простофиля, как итальянец. Приличная семья, достаток. Общение за барной стойкой, которое прокачивает социализацию и харизму. Плюс, на первых страницах он в компании девиц.
Да, он примитивен, наверное. Но не прыщавый девственник. И способ сближения он выбрал (а я думаю, что он именно его выбирал) правильный и поэтапный. Т.е. для чопорности это слишком тонко. Ты как думаешь?) Взгляни на картину без их слов, посмотри на действия. Эйли приехала закрытой, если ты помнишь.

А делаем добро мы из-за эгоизма?)

Касаемо добра. Мне образ священника показался не раскрытым. Может быть, тут вина мне) Я не способен в такое поверить без деталей. Не вижу его мотивов, причины и истории. А образ его важен для сюжета.

Да я всегда оптимист))
Почему не разделяешь? Я руководствуюсь этим - успехи/стремление в учебе. Пока мелкая, но склонность к бунту. Смелость - пусть без инициативности, но она умеет шагать по тропе. Что там еще... Ну и главное, притягивает мужчин. Появится утонченность - появится и другой тип мужчин. Пока да, она слишком колхозна для чего-то утонченного.


Как тебе сцена секса, кстати?)


Неудовлетворительно) Вообще, похоже на секс из жалости или секс как утешение. Обычно девушки хотят стереть такой опыт из памяти)

Т.е. для чопорности это слишком тонко. Ты как думаешь?)


Так и тянет сказать - опыт не пропьешь) Просто он знал, как правильно, понимал, что Эйлиш за девушка (как многие из городка), чувствовал, как незатейливо ее очаровать. И да, простят меня мужчины, но это хоть и умно, но скучно)

Не разделяю оптимизма, потому что цепляться за других, хоть и опытных - не самостоятельность, не бунт, скорее - приспособленчество какое-то. Не осуждаю, но вот не близко это мне. Опять-таки, часто такое поведение укореняется. И возникает вопрос - а как они сами-то проживут, если одиночество придет?

Ну и главное, притягивает мужчин.

Вот еще вопрос, кстати - чем?) Поделись мнением, мужчина)


Обычно девушки хотят стереть такой опыт из памяти

Ну, как и мужчины. В глубине души мы не совсем дураки. Об этом, кстати, говорила Краснова. Помнишь?

И да, простят меня мужчины, но это хоть и умно, но скучно

А мне кажется, она его зацепила)

И возникает вопрос - а как они сами-то проживут, если одиночество придет?

Я тебя умоляю. По твоему большинство людей инициативны? Тем более для девушки это не такая уж и отрицательная гиря. И не забывай, что там все-таки 1950 год. Добавить 20 лет опыта Эйлиш к ним и на выходе получится неплохая женщина для 1970 года.

Вот еще вопрос, кстати - чем?) Поделись мнением, мужчина)

Возможно, холодностью. Отстраненностью. Держу пари, что ирландцу понравилась мнимая самостоятельность Эйлиш.
Хотя я все-таки склоняюсь к её природному шарму и удаче.


В глубине души мы не совсем дураки


А Краснова при чем?) Я о Вас очень хорошего мнения. Часто)

Хотя я все-таки склоняюсь к её природному шарму и удаче.


Вот, кстати, тоже хороший вопрос - а что такое шарм. Мне он видится какой-то природной мудростью, неторопливостью суждений, отрешенностью что ли... Эх, не светит мне шарм))))))


А Краснова при чем?)

Да просто вспомнилась)

Вот, кстати, тоже хороший вопрос - а что такое шарм.

У Ефремовой это - обаяние, очарование, привлекательность
Для меня шарм... это что-то внутреннее. Почти как сексуальность, но не совсем. Последнюю можно компенсировать, шарм - нет. Это совокупность, наверное) Приятный ритм тела, лёгкие движения рук и ног, походка и т.д. Когда женщина обладает таким шармом, ей достаточно проснуться))

Еще я привязал бы шарм к утонченности, но это не совсем правильно будет.
Из приметных персонажей... Одинцова, Маша Полозова.
А что для тебя шарм?


Да просто вспомнилась)


Никак не можешь простить мне эту книгу?)))

А что для тебя шарм?


Да, что-то внутреннее. Бывает такое - смотришь на женщину/девушку, нет в ней ничего особенного, даже черты лица/фигура могут быть неправильными, неклассическими, но что-то цепляет взгляд, хочется подойти и поговорить. Наверное, шарм - это такая спокойная уверенность в себе, умение отпускать ненужное, делиться приятным, ловить момент, быть может. Помнишь котов, жмурящихся на солнце?) Они никуда не спешат, им хорошо, хотите погладите - да, пожалуйста.

Из заметных персонажей... Куда уж без Беллуччи?) Смотрел с ней "Малену", кстати?
Из книг - в голову пришла только героиня новеллы "Бесполезная красота" Мопассана. Русалочка?)))
У Голсуорси в "Саге о Форсайтах" есть одна героиня, Ирэн Форсайт. Вот там много шарма)


Никак не можешь простить мне эту книгу?)))

Не уловил.

Наверное, шарм - это такая спокойная уверенность в себе

Вот разница. У меня это не обязательно внутреннее спокойствие)

Помнишь котов, жмурящихся на солнце

Коты скорее грациозны. И согласись, не у каждого кота есть шарм.

Смотрел с ней "Малену", кстати?

Наивный вопрос для подруги))
Ну пару эротичных эпизодов я с ней видел, конечно.. в машине, например.

Русалочка?)))

Нет)
А Форсайтов не читал пока..


Ты спросил мое мнение, я ответила)
А Форсайтов почитай)


Напоминает стихотворение о котлете

Я заинтригована-что за стихотворение?..


Вот же правда, не хочу вас расстраивать, но это исключительно на правах шутки)
Какое стихотворение не посвяти котлете - она все равно останется простой котлетой. Вопрос формы и содержания.