Больше рецензий

22 августа 2019 г. 18:19

3K

4 Главной страстью его были молодые девушки

Одна из тех книг, которые оставляют неоднозначное впечатление. Мне всегда было сложно читать произведение с неприятными мне главными героями. А здесь именно такой случай. Йоханесс у меня вызывает антипатию, несмотря на все его стремления жить "возвышенной" жизнью. Хотя к нему тоже тяжело относиться однобоко. Он такой весь из себя эстет, человек, наделенный редкими качествами- он видит красоту во всем, живёт гедонистическими идеалами, но самая главная его страсть- молоденькие, цветущие девушки. И это при том что он, можно сказать, опытный мужчина, которому уже почти четвёртый десяток.

Как уже сказано, он жил слишком отвлеченной жизнью, умом и воображением, чтобы быть обольстителем в обыкновенном смысле этого слова, но ему случалось предаваться и чувственности.

Физическая сторона вопроса тоже была ему не чужда.

спойлер
А к концу произведения стремление овладеть наконец Корделией становится просто невыносимым у гг.
свернуть

Йоханесс aka Дон Жуан, но совсем не простой. В качестве жертв главного героя прельщали только девственно-чистые и в физическом и в моральном плане девы, готовые стать для него tabula rasa- полотном, на котором он может творить идеальную, в его представлениях, девушку, воспитывать её с своеобразной отеческой любовью. Такой незапятнанной внешним миром для него становится Корделия.
Но наш герой, как истинный обольститель, не мог быть с девушкой вечно и в итоге их всех ждала одна участь:

Женщина была для него лишь возбуждающим средством; надобность миновала, и он бросал её, как дерево сбрасывает с себя отзеленевшую листву: он возрождался- она увядала.

Но Йоханесс поражает действительно многогранностью своей натуры: он подлец и мерзавец, использующий девушек, но как он ими восхищается! Он с подлинным наслаждением наблюдает за представительницами женского пола, замечает маленькие и прекрасные детали: выбившийся из под ушка локон, слезинки из под длинных ресниц,

sauve garde, укрывающийся за соблазнительной мягкостью пунцовых губок

, цветущие розовые щёчки и так далее. Девушки для него- как что-то прекрасное, возвышенное, эфемерное, как произведение искусства за толстым слоем защитного стекла. Это произведение искусства недоступно простому смертному, а поэтому так манит его.

Я восхищаюсь, видя, как солнце женственности и красоты, сияя бесконечным разнообразием переливов, разбрасывает свои лучи во все уголки мира. Каждая отдельная женщина носит в себе частицу этого всемирного богатства, причем все остальное содержание её существа гармонически группируется около этой блестящей точки. Взор мой никогда не устанет любоваться этими разбросанными, отдельными проявлениями красоты- ведь каждая частица представляет своего рода совершенство, свою особенную прелесть. У каждой женщины есть нечто своё собственное, принадлежащее одной ей; например, веселая улыбка, лукавый взгляд, поклон, шаловливый нрав, пылкое волнение, тихая грусть, глубока меланхолия, земное вожделение, повелительное мановение бровей, тоскливый взор, манящие уста, загадочное чело, длинные ресницы, небесная гордость, земная стыдливость, ангельская чистота, мгновенный румянец, легкая походка, грация движений, мечтательность, стройный стан, мягкие формы, пышная грудь,тонкая талия, маленькая ножка, прелестная ручка...- у каждой своё, не похожее на то, чем обладает другая. Налюбовавшись вдоволь на это разнообразие сверкающих лучей красоты, вызывавшее во мне тысячу раз и улыбку и вздох, и угрозу, и желание и искушение, и слезы и наслаждение, и надежду и страх, я, наконец, закрываю веер — разбросанное сосредоточивается в одно, частицы в целое. Тогда душа моя исполняется блаженства, сердце бьется и вспыхивает страсть.

И всё же, несмотря на такое необычное для мужчины духовное наполнение, Йоханесс вызывает антипатию. Несмотря на его искреннее восхищение девушками, часто его рассуждения граничат даже с сексисткими (хотя это же 19 век), например его убеждения о том, что девушка- ничто, кроме как невинность и овладев ей, он сразу теряет интерес. Или его убеждение в том что девушка- сосуд, а мужчина должен его наполнять духовным содержанием. Эти отступления выводили из себя.
После прочтения и анализа поведения Йоханесса, мне кажется, что его несправедливое отношение к девушкам- это как болезнь. Он болен, но этого он не замечает и не видит. И не ясно, когда к нему придёт прозрение.
"Дневник" можно принимать и не принимать, настолько это противоречивая книга и большая заслуга Кьеркегора в том, что он сумел создать ёмкое и небольшое произведение, раскрывающее суть таких "обольстителей", которое читается на одном дыхании. Скучной книги не назовёшь- это большой плюс. И она вызывает эмоции- часто непонимание поступков гг и несогласие с его рассуждениями, но и восхищение.