Больше рецензий

red_star

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 августа 2019 г. 07:16

2K

5 По долинам и по взгорьям

Но песню иную
О дальней земле
Возил мой приятель
С собою в седле.

М. Светлов, "Гренада", 1926

После глубокого впечатления, оставленного «Цементом» , решил я перечитать те произведения наших 20-х, что когда-то оставили яркие воспоминания. И начал с «Разгрома», благо стоит у меня на полке милое издание 1936 года, какими-то неведомыми мне путями попавшее в нашу семью (я не знаю, кто такой С.М. Шустиков, но у него был экслибрис!).

картинка red_star

Казалось бы, просто книга, просто краска на старых страницах, а все же удовольствия от чтения больше, когда книга – живой материальный объект, прижизненное издание и все такое прочее.

картинка red_star

«Разгром» - отличная проза, яркая, сочная, насыщенная дальневосточным колоритом (хунхузы, чумиза, «маньчжурка» и корейские хутора), но берущая другим – удивительно точно выписанной психологией, как героев, так и человеческих коллективов, что отряда, что деревни. Но прежде всего, и вряд ли это спойлер, если все и так вынесено автором в заголовок, прелесть в том, что это история поражения, гибели большого начинания. Нет, мы понимаем, что финал открытый, что все еще, возможно, будет, но тем не менее.

В этот раз я смотрел на детали, не замеченные несколько лет назад. «Разгром» нужно читать с картой, смотреть на эти арсеньевские места (и думать – что бы стало с Дерсу в огне Гражданской?) и сопоставлять. Названия теперь все не те, нет этого ненашего колорита, что правил бал во времена Фадеева – в 1972 году, после Даманского, китайские и напоминающие китайские названия с карты стерли. Вот Морозка и прочие шахтеры, откуда они? Что за Сучан? Гугл знает, конечно, что это Партизанск, а Сандагоу – Булыга-Фадеево (догадайтесь – в честь кого?), но чудно это все же, как иногда политика влияет на нашу жизнь.

Фадеев пишет хорошо, не отвлекаясь на дидактику. Люди у него настоящие, противоречивые, дурные и хорошие, есть и шкуры, но нигде не позволяет он себе осечься, наставлять, пропагандировать, хотя пару раз кажется, что соблазн свалиться в эту крайность был. Нет, мы видим, конечно, и по мизансценам, и по характеристикам героев, что сам автор на стороне взбалмошного пролетария Морозки, осуждая чистоплюйство и книжность Мечика (и какой интеллигент не узнает себя во многих дурных проявлениях Мечика?). Но, однако же, читателю остается делать все выводы самому.

Хороши у него люди, рельефные, живые. Что Левинсон, боевой командир, вспоминающий в себе с трудом еврейского мальчика, торговавшего с отцом подержанной мебелью, что Метелица (похожий для меня на героев Бабеля из Конармии ), привыкший к своей звериной грации и силе, что безотказная Варя (что бы подумал о ней Вильгельм Райх ?).

Я помню, что в уже упоминавшейся «Конармии» удивило меня употребление крепких выражений, казавшихся мне современными, но бывшими, оказывается, уже в ходу сто лет назад. Вот и в «Разгроме» попался мне прозрачный эвфемизм «женя с ручкой», сделавший еще одно сравнительно грубое выражение как минимум современником Гражданской войны.

Терпко это было, с нотками яркого осеннего солнца – читать про японцев и колчаковцев, про партизан и последний рывок, про, гхм, эвтаназию и человеческое разгильдяйство.

Комментарии


Как все-таки важно отвлекаться от идеологии и штампов - без разницы, правых или левых - и благодаря этому видеть в литературе красоту и правду.

А экслибрис штука очень полезная, особенно персональный - ин дер гроссен и много читающей фамилиен... При разводе хотя бы библиотеку можно будет поделить без скандалов (вот такая я предусмотрительная).


Погуглил - вполне востребованная услуга, делают экслибрисы-то. Надо будет озадачиться и сварганить себе )

По поводу правды в литературе я всегда испытываю сомнения, правда, если уж так ее называть, обычно не в сюжете-авторской мысли, а канве, обстоятельствах, упоминаниях - косвенных вещах, которые автор запихивает в текст порой бессознательно. А вот по поводу - красоты, да, это видеть интересно. Тут еще, пожалуй, интересно мне то, что произведения часто толкаются, торопятся выйти в свет пучком, в один-два года в бурные моменты, поэтому любопытно их читать и сравнивать, видеть общее и индивидуальное. Красная литература явно этой синергии сильно обязана.


Я примерно это и имела в виду: как мы знаем, правд — в отличие от истины — много, а литература, среди прочего, способ познакомиться с мировосприятием другого. Но нужно отслеживать — где не идет потому, что объективно плохо, а где — потому что внутренние предубеждения мешают.


Уловил ) Да, но тут требуется определенная работа над собой, сознательная рефлексия. Тешу себя надеждой, что у меня иногда получается )


Вот как напишите хвалебную рецензию на какого-нибудь ультраправака, так сразу будет понятно - получается ;)


Ну, шанс, что мне попадется художественная литература такого формата, не так уж велик. А нон-фикшн ультраправака хоть и маловероятен, но я стараюсь накрывать всю поляну, простите за сленг, подходя к какой-то исторической эпохе/проблеме. Насколько хватает тщания и времени.


Примеры условных ультраправаков - Р. Гуль, И. Бунин, братья Солоневичи, даже сам Н. С. Гумилев, Шмелёв, И. Ильин (пусть и философ).


Гуль — это интересно. У меня отложены его «Красные маршалы». Или лучше с чего другого начать знакомство?


Я читал книгу про Азефа давненько. Сюжет увлекательный, вводит в тему истории эсеров художественным образом.


Спасибо, попробую.


Приятного чтения. Ежели увлечётесь - научный разбор темы у Б. И. Николаевского (''История одного предателя'') и мемуаристический от непосредственного виновника торжества у В. Л. Бурцева (''В погоне за провокаторами'').

---
Леонид, прошу прощения за затеянные разговоры в сторону под Вашей интереснейшей рецензией.


Welcome, мне тоже интересно )