Больше рецензий

19 августа 2019 г. 12:29

1K

5

Наверное, каждый читатель классической литературы хоть раз встречал в тексте читаемых им книг долгие, до тошноты детальные, а порой и нудные описания интерьеров. И вот в эти описания писатели частенько любят вставлять чиппендейловскую мебель - то стул, то секретер, то бюро... А для писателей, описывающих Викторианскую Англию, это чуть ли не обязательное условие! Все тогдашние аристократы и толстосумы непременно должны были обставить свои покои каким-нибудь изделием от Чиппендейла - это было сродни признаку хорошего вкуса у хозяев. В наш век минимализма, неброскости, функциональности и прямых линий мебель этого мастера может показаться смешной и вычурной - пузатые комоды, витые ножки, множество потайных шухлядочек, двойные стенки, резьба, изображающая целые библейские сюжеты... Но в эпоху, описанную Джанет Глисон в "Гренадилловой шкатулке" Томас Чиппендейл был мебельным Богом, которому поклонялся весь высший свет Лондона. И именно он и два его подмастерья стали героями этой детективной истории.

Принимаясь за "Гренадилловую шкатулку", я очень боялась, что автор чрезмерно увлечется описаниями мебели и деталями ее изготовления. И уже внутренне настроилась на длительные бессмысленные погружения в профессию краснодеревщика. Но нет, мой страх был напрасным - Джанет Глисон дала читателю ровно столько материала по этому вопросу, сколько нужно было для представления происходящих в книге событий. Ей удалось создать прекрасную стилизацию под Лондон и его окрестности времен Викторианства. Она смогла выписать интересных и запоминающихся персонажей. Вплести сюда череду загадочных преступлений с ноткой семейной драмы. За всем этим было интересно наблюдать. И для меня ввиду того, что в последнее время мне катастрофические не хватало времени на чтение, а если и выдавалась свободная минутка, то попадались не всегда "те" книги, этот детектив стал настоящей усладой.

Само преступление закручено в духе Агаты Кристи. Холодный и снежный зимний вечер, званный ужин в отдаленном поместье, толпа гостей, среди которых практически у всех есть какие-то затаенные обиды и недомолвки. И мертвый хозяин лорд Монтфорт, по которому вряд ли кто пустит слезу, так как при жизни он был тираном, хамом и самодуром. А чтоб расследовать его смерть, которую кое-кто рассматривает как убийство, а кое-кто - как самоубийство, было не скучно, нам подкидывают еще один труп на территории поместья, который на первый взгляд ну никак не вяжется со всем происходящим и не имеет никакого отношения к славной семье... Загадка, достойная умов Эркюля Пуаро или мисс Марпл! Но нет - расследовать в этот раз доведется подмастерью известного мебельщика Натаниелю Хопсону, которого хозяин в срочном порядку отправил в канун Нового года собирать мебель в библиотеке будущего покойника, чтоб тот мог похвастать ею перед гостями.

Он, конечно, далеко не акула сыска. В расследовании он руководствуется своими личными симпатиями и антипатиями, что порой существенно мешает воспринимать факты. Например, вторым трупом в поместье оказался его коллега по мастерской Чиппендейла и лучший друг Партридж, который незадолго до своей смерти стал вести себя довольно странно, а потом и вовсе исчез. Наверное, смех здесь был неуместным, но мне было смешно читать рассуждения нашего главного героя о том, что они же были лучшими друзьями и делились с друг другом всем на свете - почему же Партридж утаил от него обстоятельства, которые привели его в поместье Монтфорта, и то, куда он исчез в последнее время. И все это с такой уверенностью - я ведь знал этого человека, поэтому точно уверен, что он мог сделать, а что не мог, на что был способен, а на что нет! Натаниелю, безусловно, не хватает жизненного опыта и знания человеческой природы. Он воспринимает все так, как ему это подают: если человек добр по отношению к нему, значит он хороший и не может быть убийцей и наоборот.

Отдельно стоит остановится на том, что еще мешало ему расследовать эти убийства. Я пожалуй давно уже не встречала в литературе таких бабников, как наш герой! Он из той породы мужчин, которых даже не нужно особо соблазнять - пальцем помани и они пойдут! Я все ждала, когда же все его женщины соберутся вместе и устроят ему разбор полетов! И самое забавное, что прыгая как клоп из койки в койку, он свято верит в то, что у него очень серьезные чувства к Элис Гудчайлд, которая периодически прознает про его любовные похождения и перестает с ним общаться. Меня поражало то, что он не понимал, что в этом такого и на что она злится! Кстати, образ Элис показался мне до боли знакомым - я только закончила читать "Изящное искусство смерти" и она мне жутко напоминала дочь главного героя - Эмили Де Квинси. Точно такая же не по эпохе эмансипированность, деловитость, потребность самореализации и жажда знаний. Мне нравятся такие героини, хотя в этой книги под конец Элис в своем желании независимо поучаствовать в расследовании проявила на мой взгляд кое-какую глупость и недальновидность...

Что касается разгадки преступлений. Я изначально для себя решила, что искать убийцу стоит среди тех, кто присутствовал на званом ужине - вряд ли это был кто-то из стороны. Наибольшее подозрение пало на троицу из сестры убитого мисс Аллен, его супруги Элизабет и сына Роберта. Кто-то из них - либо в одиночку, либо объединившись с кем-то другим из этой же троицы, и заварил всю эту кашу. Очень уж мне не хотелось чтобы злодеем оказался лорд Фоули - я почему-то прикипела к нему душой... Стойкая уверенность в личности убийцы у меня появилась где-то после 2/3 частей книги. Оставался открытым лишь вопрос "почему" и "как". Если с почему еще были какие-то догадки, то "как" я угадывать даже не стала и отдалась на волю автора. И мне ее способ совершения преступления весьма и весьма понравился! Оригинально, что тут скажешь! Особенно про пиявок...

Мне понравилось как пишет Джанет Глисон. И ее "Гренадилловую шкатулку" я рекомендовала бы всем любителям классических или качественно стилизованных под них детективов. Закрученно, загадочно и атмосферно - все как я люблю! :))

Книга прочитана в рамках 3-го тура игры "KillWish"
28/30