Больше рецензий

Rin-Rin

Эксперт

ИМХОшные записки

17 августа 2019 г. 19:07

3K

2.5

Сначала было принято писать ура-патриотичные идеологически правильный произведения на тему ВОВ, потом в 90-х было некое "переоценивание" истории и стало модно говорить, что не все немцы были изуверами, а советскую действительность очернять по максимуму, ставить знак равенства между Сталиным и Гитлером. Похоже "Немой" - это как раз дань этому поветрию. Ведь самые страшные моменты оказались связаны отнюдь не с фашистами, а как раз наоборот: нквдешник штыком бьет женщину в живот, командир партизан в карикатурном кожаном пальто приказывает привязать проштрафившегося подчиненного (по совпадению еврея) за ноги к двум согнутым березам и лишь активный интерес других партизан к происходящему заставляет его пристрелить беднягу. Вот все зверства фашистов имеют документальное подтверждение, а вот этот жуткий случай имел ли реальную основу, если да, тогда хотелось бы каких-то доказательств, а то зачем такой ужасный вымысел.
Не ожидала я такого произведения от автора "Хатынской повести" и соавтора "Блокадной книги"... Что с ним случилось под конец жизни, чтобы так всё "переоценить". В одном из интервью Адамович говорил, что после войны разошёлся во взглядах со своими друзьями-партизанами и даже в какой-то момент прекратил ездить на встречи: брат продолжал ездить и обязательно передавал ему приветы. Как по мне "Немой" вышел своеобразной местью своим бывшим сослуживцам, ведь партизаны здесь описаны ой как непривлекательно.
А привнесение мысли, что не все немцы были ужасны, получилось у автора слишком топорно, во-первых, он зачем-то решил обелить не простого солдата Вермахта, а эсэсовца (в СС же абы кого не брали, и вступление было на исключительно на добровольной основе после тщательной проверки); во-вторых, в зондер-полку СС Дирлевангер служили только криминальные преступники, как тогда туда попал "чистенький" Франц?; в-третьих, конечно же главный герой родом из Дрездена, единственного немецкого города, у которого была отчасти схожая судьба с сожжёнными белорусскими деревнями.
И уж простите, посвящать произведение девушке, которая кокетничает и крутит задницей перед эсэсовцем, пусть молодым и привлекательным, зная, что, возможно, именно он с сослуживцами сделали с соседними деревнями, за гранью моего понимания. Вот были же девушки вроде Зины Портновой, Лары Михеенко, а были, к сожалению, и такие Полины. Так вот первые заслуживают прославления, а вторые - абсолютно точно нет.

Сам текст довольно куцый, местами вообще похож лишь на краткий литературный набросок, лишь обозначающий основную линию сюжета, которая в дальнейшем должна обрасти "мясом".
Также удивил литературный ход, когда произведение из художественного внезапно превращается в биографически-мемуарное. Автор вспоминает какие-то свои события, добавляет размышления-обвинения.

Ещё не могу не отметить пренебрежительное отношение автора к героям своей истории (он утверждает, что основана она на реальных событиях) - Адамович даже не попытался выяснить, как в итоге сложилась их судьба, хотя ресурсы для этого у известного уже в то время писателя были. Сейчас бы такое просто не прошло - взять и написать своё видение чужой истории без разрешения и без ссылок на реальных людей.

В общем, надо браться за произведения о войне, написанные в 90-х, очень аккуратно даже несмотря на имена.

Прочитано в рамках 3 тура игры "Kill wish"