Больше рецензий

patarata

Эксперт

эксперт-шмексперт

17 августа 2019 г. 10:44

2K

3

Я хочу извиниться за то, что не знала о случившемся. За то, что мне сорок пять лет, а я ничего не знала.

Мы недавно с подругой разговаривали на тему того, что она подсознательно плохо относится к немцам. Для нее они по-прежнему неразрывно связаны с нацизмом. Но она не испытывает таких же эмоций к, допустим, итальянцам. Я же склонна считать, что последующие поколения обязаны помнить о совершенных преступлениях, но судить нынешнее поколение по прошлым тоже несправедливо. В истории любой страны есть ужасные страницы. В истории Европы в 20 веке многие из них пришлись на мировые войны. И часто эти страницы пытаются перевернуть, забыть, не читать. Потому что страшно и потому что больно. Люди не любят, когда им показывают их дурные стороны. И постоянно есть это разделение на два лагеря. "А зачем об этом вспоминать, ворошить прошлое? Что было, то прошло, мертвых не вернешь, кто старое помянет и тд". И мне кажется, что в какой-то степени это и есть основная мысль в этой книге. Люди не хотят помнить прошлое, а в прошлом есть нескончаемое количество людей, в том числе людей, которые погибли, не оставив следа, и некому скорбеть по ним, потому что не выжил никто, и это в какой-то наша общая обязанность – помнить о них. Помнить, как легко люди начинают пылать ненавистью. Помнить, как легко люди отворачиваются от себе подобных.

У меня возникло ощущение, что Татьяна де Росней начала читать про Вель д'Ив и переполняющие ее эмоции заставили написать книгу, чтобы поделиться ими. Слишком уж мысли ее героинь похожи на те, что испытываешь, столкнувшись с фактами Холокоста. Чем евреи отличаются от других людей? Почему их возненавидели? Причем не только немцы. В этой книге речь идет о французах, о полицейских, сгонявших женщин и детей на стадион. Причем детей в список включило французское, а не немецкое правительство. Как так случилось, что желтая звезда изменила отношение парижан к соседям? Как могли человеческие существа относиться так к детям? Что должно произойти в голове и душе, чтобы сотворить такое?

В остальном книга разочаровывает. Ужасный язык, обилие непонятно зачем вставленных марок и шаблонов, героиня-американка с очень странным мужем-французом, все богатые и красивые, само собой. но со сложными отношениями. Героине поручено написать статью про Вель д'Ив, она начинает собирать материалы и внезапно натыкается на факт того, что семья ее мужа переехала в квартиру сразу после облавы. Она начинает раскапывать историю семьи, которая жила там раньше. Параллельно идет рассказ о еврейской девочке, которая попала в облаву, но во время того, как их забирали, спрятала маленького брата в потайном шкафу и закрыла на ключ. История девочки и история облавы передана с исторической точки зрения очень даже неплохо. Страдания же героини-журналистки выводили меня из себя. Там реально был кусок, в котором она ездит по местам, связанным с Холокостом, а потом внезапно ей звонит муж, и на нее "обратно сваливается вся тяжесть жизни". Перспектива, ****. Мелодрама и любовный роман на фоне тысяч погибших евреев.

Единственное, что мне непонятно в истории девочки: почему она не отдала ключ сестре милосердия? Если она не подумала, то родители должны были бы. И вообще поведение родителей довольно странное. В целом, мне кажется, книга хорошо служит цели поднятия неудобной темы, но стиль уж слишком женского романа.

Прочитано благодаря Killwish и Крестикам-ноликам.

Комментарии


Вашу подругу можно кое в чём понять. Итальянский фашизм и гитлеровский нацизм невозможно ставить рядом. По поводу остального скажу только, что сомневаюсь, что это справедливое основание для формирования мнения о современных немцах, итальянцах и всех прочих.


Сравнивать, конечно, нельзя, но зверства совершали не только немцы – вот опять же тот же Вель д'Ив с французскими полицейскими, например. Ведь творили всякое все, в том числе и наши соотечественники, но предмет нашего спора был как раз в том, что у нее это отношение переносится на нацию в ее современном виде.


Полагаю, все нации в значительной мере сто́ят друг друга.

Да что там нации! Вспомним классический психологический эксперимент.
Берём студентов психологического факультета любого университета и делим их с помощью датчика случайных чисел на две команды. Разводим команды по разным аудиториям, и пусть они немного пообщаются между собой.
Через полчаса они покажут статистически значимое предпочтение "своим" перед "чужими" при делёжке денег.

Нация наверняка имеет намного больше причин для дискриминации всех "других". Добавим сюда немного пропаганды о родной земле, общей культуре и т.п., и любые итальянцы или немцы с радостью загонят соседа в газовую камеру ради "общего блага". Да ещё и наград друг на друга за это понавешают.
Это человеческая природа. Она постепенно меняется, так что лет эдак тыщ через пятьдесят-сто мы, возможно, превратимся в Homo sapiens.
Пока же мы не более чем Simiae nudus, Обезьяна голая. Генетически почти шимпанзе, а нравы наши больше всего напоминают павианьи :(


Не могу не согласиться. Поэтому надо не прикрываться социальными группами, а осознавать индивидуальную ответственность! Только кому это надо...


Ответственность свою не признаю, не хватало мне ещё отвечать за павианские нравы человечества :)))
Просто стараюсь ни в какие группы не вступать. Даже в лайвлибовские, не говоря уж о политических :)


Ну зачем же за человечество, только за свои :) Не отгораживаясь "это потому что так принято" или национальностью/страной проживания/полом и вообще социальной группой (даже не вступая в группы лайвлиба, вы все равно принадлежите к социальной группе "читатель"!).


"Читатель" -- группа скорее антисоциальная. Чтение -- занятие больше индивидуальное, чем групповое. По крайней мере оно становится индивидуальным, когда мы покидаем детский сад :)

Вообще никогда не думал, что есть социальная группа. Сейчас подумал и вижу, что это понятие довольно бессодержательное.
Например, есть социальные группы, в которые мы входим просто по обстоятельствам непреодолимой силы. Я, например, отношусь к социальной группе "старики", и что бы я ни делал, из этой группы уже не выйду никогда.
В группе "пенсионер" я остаюсь по почти свободному выбору. Могу отказаться от государственной пенсии и перейти в группу "совсем нищие".
Есть группы, которые люди выбирают совсем свободно, например, могу хоть сегодня вступить во что-нибудь на Лайвлибе.
Можно рассмотреть и другие способы классификации, и имя им легион.
Если же всё подытожить, получается, что социальная группа -- понятие не особенно содержательное. Нечто вроде беспредметного искусства. В него входит как Чёрный квадрат Малевича, так и консервированная акула Дэмиена Хёрста. Что их объединяет? Да ровным счётом ничего.

Поэтому говорить о читателях как социальной группе -- пустое дело. Никаких интересных выводов это не сулит :)

Кстати, математика пытается решить вопрос классификации самыми разными способами, но всегда не особенно элегантно. Если уж математике такое не под силу, куда уж нам?


Ну вот среди читателей принят снобизм из серии "кто не читает, тот дурак". А среди людей старшего поколения "молодежь никуда не годится". И часто это эмоции, которые не совсем осознанно возникают, а осознавать их не так уж и плохо. Мы любим сбиваться в стайки и не очень любим думать о том, почему у нас та или иная система мировоззрения и убеждения, а поддаемся мы им легко :)

Классификация математике не всегда удается, но она же не отказывается от нее из-за этого! А вон в биологии как красиво все классифицировано :)


Биологическая таксономия радикально меняется по два раза в год. Более того, разные биологи пользуются разными таксономиями.
Кроме того, вы, похоже, думаете, что мы все вместе составляем красивое генеалогическое древо жизни. Вынужден вас расстроить: по современным представлениям это не так. Мы с вами, как и все прочие эукариоты, являемся химерами: потомками археи и бактерии. Одного общего предка у нас нет. Это сильно ухудшает красоту и симметрию классификации :)

Про математику долго рассказывать. Всякие системы классификации в ней порождают парадоксы и внутренние противоречия. Например, брадобрей бреет всех жителей города, кто не бреется сам. Бреет ли брадобрей себя сам?
В математике такого добра навалом, а попытки его как-то обойти порождают такие неуклюжие теории, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

Ну и считать читателей социальной группой мне кажется неверным. Это примерно как считать социальной группой потребителей огурцов.
Некоторые читатели, может, и считают кого-то дураками, но только не я. Видел много разных людей, и дураков среди них было очень мало. Были люди, на меня не похожие, это да, были такие, которых я не вполне понимаю. Но дураков среди них практически не было.
На эту тему есть хороший очень известный анекдот про бывших одноклассников: программиста и его начальника :)

А уж ваш намёк на моё отношение к молодёжи в зависимости от возраста -- это чистой воды стереотип, он же предрассудок, сродни расизму, сексизму и тому подобным измам. Не знаете вы моего отношения к молодёжи, и нечего тут гадать и пытаться приписать мне то, что вам только кажется.

В общем, пустое это всё. Как говорил Принц Гамлет, слова, слова, слова :)


А с чего вы взяли, что я намекаю на ваше отношение к молодежи? Я как раз и пыталась говорить про то, что нельзя воспринимать людей по каким-то признакам, как и людям не стоит оправдывать свои взгляды тем, что они относятся к какой-то группе. Например, если человек потребляет огурцы, потому что уверен, что они полезнее всего на свете, и при этом испытывает неприязнь к тем, кто не считает так, то человеку (в моем понимании мира) стоит спросить, на чем основана неприязнь? Смысл того, что я пыталась сказать, в том, что людям легче принимать понятия социальной группы и не решать за себя весь ворох моральных проблем, дилемм и понятий. И склонность к предрассудкам и всяким -измам оттуда же. Я как раз за то, чтобы не отгораживаться тем, что я не долюбливаю любителей помидоров, просто потому что, а пытаться разобраться в своих понятиях и эмоциях и их источнике.

Так значит, от попыток классификации вообще стоит отказаться, потому что все сложно и ненадежно?


OK, вы меня уговорили. Согласен: пусть любители огурцов -- социальная группа. Остаётся только найти какие-нибудь значимые следствия такого объединения и написать на эту тему монографию.
Займусь в следующей жизни. В этой некогда: книжки надо читать. Как-никак чукча относится к социальной группе читателей, а не писателей :)


Ну, люди существа такие, кто знает, может любители огурцов наберут достаточную силу и начнут пропаганду против любителей помидоров!

Простите, если невзначай сказала что-то грубое или неприятное)


И я прошу прощения :)