Больше рецензий

VaninaEl

Эксперт

Я по натуре не Пушкин, я по натуре Белинский

14 августа 2019 г. 16:43

2K

4 Министерство Вопросов vs корпорации "Ответ"

Первую часть этого цикла я читала ровно три года назад. Поэтому совершенно неудивительно, что большая часть сюжета мной была благополучно подзабыта. Помню, что рассказ вёлся от лица главного героя, мальчика по имени Тодд, помню про существование Шума, про то, что герои всё время куда-то бежали, и отлично помню, чем дело закончилось – всё рухнуло в тартарары и Тодд вместе с новообретённой подругой попали прямиком в лапы того, от кого всё это время пытались скрыться.

Собственно, ровно с этого места и начинается «Вопрос и Ответ». Тодд оказывается в плену у бывшего мэра Прентисса, ныне именующего себя президентом. Хэйвен, город, куда так стремились дети в надежде на спасение, ныне полностью в его власти, причём абсолютно бескровно: страх перед захватчиком у мирных горожан оказался настолько силён, что хэйвенцы сдались без боя. О судьбе раненой Виолы герою ничего не известно, а все попытки выведать, что с ней, натыкаются на нежелание бывшего мэра говорить об этом. Зато, манипулируя интересом мальчика, Прентиссу удаётся заставить Тодда делать то, что ему нужно.
Виола жива, однако в лечебнице, где её поставили на ноги, девочка знакомится с некой дамой, которая, как выяснится несколько позже, возглавляет очаг сопротивления новой власти. И рядом со своим другом Виола будет оставаться совсем недолго – таинственный «Ответ» - так называется организация, созданная женщинами, решившимися взять власть в свои руки, похищает девочку и тоже начинает использовать в собственных целях.

Стремясь к воссоединению, герои постигают пакостную изнанку власти, находясь по разные стороны баррикад. Но заставить Тодда и Виолу воевать друг против друга не так-то просто…

Повествование динамичное, структура повествования становится более сложной – теперь главы от лица Тодда перемежаются главами, в которых главной рассказчицей становится Виола, что позволяет взглянуть на ситуацию сразу с двух сторон. Причём главы от Виолы мне, признаться, понравились больше – всё-таки она девочка неглупая, образованная (в отличие от деревенского увальня Тодда, который так и не научился читать) и более здравомыслящая. Там, где мальчик, если не ломается под внешним давлением, то уходит в себя и без особенного сопротивления творит весьма неблаговидные дела, Виола пытается бороться. Даже с теми, кто, казалось бы, желает ей добра. Да и вообще она кажется гораздо мудрее, наблюдательнее и сообразительнее своего друга. Впрочем, и её довольно просто обвести вокруг пальца (что, собственно, госпожа Койл неоднократно и проделывает). И всё же оба героя, каждый по-своему, пытаются переломить ситуацию и обрести желанную свободу, где они могут снова быть вместе. И в конце концов им это удастся.

Вообще эта часть мне здорово напоминала «Сойку-пересмешницу» - герои оказались в аналогичной ситуации: их пытаются настроить друг против друга, а также использовать в собственных интересах лидеры противоборствующих группировок; и ровно так же героям абсолютно неинтересно это самое противостояние, так же, как и сама власть в принципе. Только герои куда младше, а противостояние не столь глобальное в силу меньшей плотности населения планеты Новый Свет (хотя ничуть не менее кровавое). Но от этого было ничуть не меньше интересно узнать, как героям удастся (и удастся ли вообще) выпутаться из сложившихся обстоятельств. Не менее интересным (и удивительным!) показалось внезапно потеплевшее отношение Прентисса к Тодду, да и его (мэра) непутёвый сынок в финале показал себя сильно изменившимся. И вообще конец второй книги оказался настолько же неожиданным, как и финал первой части цикла. Война всё-таки началась. Совсем не так, и не такая, как планировали оба лидера людей, но началась. И чем закончится, неясно…

Читать было интересно, сюжет захватывающ, затронуты сложные и неоднозначные темы, и всё же что-то меня смущает, не давая оценить книгу на высший балл. Так, я до сих пор не могу понять причин настолько крепкой привязанности главных героев друг к другу. Любовь? Помилуйте, Тодду только исполнилось тринадцать лет, да и Виоле столько же. Он про любовь ничего не знает, равно как и про женщин в принципе, и, рассуждая про солдат, которые творят непотребства в женских общежитиях, он толком даже объяснить не может, что они там делают. Вот Виола прекрасно понимает, что такое изнасилование, а Тодд пока видит разницу между мужчинами и женщинами исключительно в наличии либо отсутствии у них Шума. Так почему именно Виола? Отчего он ею так одержим? И почему это взаимно? Непонятно. А ещё непонятна ситуация со спэклами. Почему они то покорно принимают все несчастья, свалившиеся им на голову, вплоть до истребления, а то вдруг резко решаются начать войну против злобных захватчиков? Тоже неясно. Впрочем, возможно, ответа на все вопросы найдутся в последней, третьей части цикла. Главное только не откладывать её прочтение в долгий ящик, ибо большие перерывы между частями трилогии, как выяснилось, на пользу понимания авторского замысла точно не идут.

Прочитано в рамках игры "KillWish. Тур 3. Постапокалипсис: Программа Элис активирована!"