Больше рецензий

SergeyFedoranich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 августа 2019 г. 07:58

993

5 Программа

Для тех, кто читал «Городской тариф» программа известна. Задача программы в том, чтобы развалить кадровое ядро правоохранителей, параллельно готовить высокопрофессиональных людей. Развал кадрового ядра вызовет отупение преступников – а зачем изощряться в своих преступных действиях, когда все равно не поймают и не накажут? Наступит час «икс», и на место тупых правоохранителей встанут высококлассные профи, которые в один миг прихлопнут всю тупую преступность сразу. В «Городском тарифе» программа завершена не была, и в «Цене вопроса» спустя много лет она все еще жива. У нее нет такой поддержки, какая была раньше, нет таких кадровых и финансовых ресурсов, но в целом идея существует.

Реализовать ее лишь цена вопроса. В этом романе Маринина показывает, что цена вопроса всегда вещь существенная. Каждый персонаж пытается решить какую-то свою проблему, и не всегда думает о пресловутой цене. Анна Зеленцова проживает жизнь в попытках быть полезной другим, не понимая, что платить за это растраченными годами несчастливой своей жизни; Шарков пытается спасти программу и отыскать отщепенца ценой собственной жизни; Большаков платит по своим обязательствам перед женой возможностью быть счастливым с женщиной, которую любит сам и это взаимно; Люша платит своей красотой за устойчивое желание доказать всем, что красотки бывают не тупыми, и что она как раз не тупая; все они платят, не понимая, что цена вопроса порой бывает слишком высока.

Во всех своих книгах Маринина пытается донести до людей (ценой своего таланта), что все имеет свою цену. И прежде чем что-то сделать, надо хоть немного подумать – а стоит овчинка выделки? Мы столько времени тратим на обдумывание вещей, не стоящих даже внимания, а сами пускаем по ветру жизнь в попытках догнать какие-то навязанные идеалы. Ну сколько той жизни, чтобы тратить ее на переживания о том, кто что подумает? Или что скажет? Или еще что, что не объективно, а сугубо плод личного мнения, которое стоит много только близко-наедине, а не на протяжении всей жизни.

О персонажах
Ромчик Дзюба открылся для меня в этом романе совершенно по-новому. Я понял одну вещь – если рядом есть Каменская, Сташис или еще кто-то давно известный, то Ромка в тени, как бы сильно он не старался выйти из сумрака. Но стоило его одного погрузить в дело, и Ромка раскрылся. Раньше я относился к нему как к рядовому оперу, и его человеческие качества не оценил. Сейчас же, оттененный Анной Зеленцовой, он предстал передо мной во всей своей красе. Оказывается, Ромка профессионал, умный, чувственный парень, наверняка хороший друг и отличный коллега. Я «читал» этого персонажа так, как будто и не знал его вовсе. Здесь Рома был не просто «парнем на подхвате», он самостоятельно расследовал дело, он руководил командой, был человеком ответственным за все и справился. Когда я перевернул последнюю электронную страничку книги, гордость за Ромку зашкаливала. Молодец, Рома, молодец. В «Цене вопроса» чувственным персонажем для меня был Ромка – его любовь с Дуняшей, что-то начинающееся с Анной – заставили сопереживать Роме, это правда. И многое, что у Ромы было внутри, хорошо знакомо тем, кто оказался в его ситуации: когда рана на душе еще не затянулась, а рядом появилась та, которая может стать любимой.

Шарков. Потрясающий персонаж. Я встречал таких людей и знаю их – они действительно готовы многое положить на алтарь своей цели. Но, увы, не всегда понимают, что цена вопроса бывает слишком высока. Весь роман я был в напряжении – выживет Шарков или нет, спасибо Марине Анатольевне, что он выжил. Наверное, программа без него бы не умерла – ведь остался преданный программе Большаков, есть и другие люди, та же потрясающе умная и чуткая Верочка, но… Последователь Ионова, столь преданно верящий в его идею, не должен был умереть не поняв, что в погоне за реализацией программы они пропустили самое важное: жизнь-то изменилась, и теперь все по-другому. То как автор постепенно приводит Шарковак этому пониманию и есть сильно натянутая струна всего романа.

Анна. В романах Марининой всегда есть такой персонаж – которого вы точно знаете. Тонко угадывать человеческую психологию и понимать, что такой персонаж нужен именно сейчас – авторский стиль Марининой. Какую бы книгу вы не открыли, в ней будет такой человек. Человек времени. Сомневающаяся в себе, задавленная чувством вины от несоответствия каким-то социальным устоям, Анна тяжело живет эту жизнь, а ведь может быть иначе. Наверное, ей стоило познакомиться с Ромчиком, чтобы до нее дошло – жизнь куда проще, если сменить установки в мозгах. Да, это сложно, это муторно и иногда причиняет ужасную боль. Но внутренние Гады всегда будут что-то нашептывать, на то они и гады, и люди вокруг будут жестокими – они сами боятся жить и нападают первыми, чтобы не быть обиженными. Но в этом мире очень много по-настоящему добрых и хороших людей, они вокруг. Аня, оглянись! Когда Анна погрузилась в программу и оказалась нужной и важной для Ромы, пусть даже иллюзорно, возможно, она это поняла. Но сколько времени-то уже прошло?! Я не верю в то, что для поднятия самооценки нужно что бы кто-то был рядом. Здесь, как правильно сказала Маринина, нужно чтобы мозги встали на место. И ведь понимает она это все, понимает, что внутренние Гады мешают ей жить, мешают стать счастливой. Вот и живет как загнанный зверек, мечется в определениях где хищник, а где друг и в итоге всегда путает, где нож, а где жертва.

Маринина, как Сизиф, в каждом романе борется с мифами нашей с вами жизни, и спасибо ей огромное за это. Мифы, которые Маринина пытается победить, нам и мифами то не кажутся, от того они коварнее. За это, в частности, я и люблю читать Маринину – всегда откроешь для себя какой-то пунктик, от которого следует срочно избавиться, иначе прямая дорога к психиатру. Ну вот например Анна Зеленцова. Она уверена, что быть полезной и нужной – самое важное в жизни, все остальное вещи второстепенные. Ну ведь и вправду так. Мы живем с этим ощущением всю свою жизнь, не понимая, куда может привезти такая установка, если следовать ей всецело и полностью отдавая свою жизнь в угоду другим. Это очередной миф, который пытается побороть Маринина, – нет ничего страшнее, чем голый альтруизм, граничащий с психозом. Это занижает самоценку, мешает жить и даже ощущать себя полноценным членом общества. Это делает тебя недоверчивым, это заставляет неправильно оценивать поступки других людей, которые не поражены этим мифом и не стремятся помочь, если их об этом не просили. А тебе кажется, что все к тебе плохо относятся, тебя недооценивают, с тобой плохо поступают… Неудивительно, что у Ани так все хреново сложилось в жизни. С такими-то установками.

Или вот еще – «стыдно признаться, что ты чего-то не знаешь» или «синдром отличницы». Вот тоже абсолютный миф, невозможно же знать абсолютно все!

Люша и Димка. Два гика из правоохранительных органов. Это вот как раз та идеальная ситуация, где люди принимают друг друга такими, какие они есть. Люша замечательный персонаж – красивая до ужаса («Смерть мужику»), которая пытается всем доказать, что с ней вышел облом стереотипов – она не только красива, но и умна. И да, увлеклась в доказывании – попала под нож маньяка. Хорошо, что у нее есть Димка, гений-гик, говорящий русскими словами, но на неведомом языке.

Музыкальный маньяк. Честно признаться, читал со страхом. В чем суть маньяка? Ну вот любого, классического? Порок в логике. То есть у него вроде бы как философия строится на реальном фундаменте (то есть на том, что каждому человеку понятно), а вот дальше настроено черт пойми что. Но это не про маньяка из «Цены вопроса». У него не только фундамент обычный, но и от этажа к этажу Маринина его логику выстроила из самых обычных и понятных рассуждений. И вот, вроде бы уже дом мысли построен, философия ясна, и не использовалось ничего необычного и нездорового, и ты уже стоишь на высокой башенке и все вроде бы нормально и здорово… Но если отойти на расстояние, то понимаешь – черт, это же клиника. От этого становится страшно. В «Цене вопроса» больше всего меня напугал именно этот факт – всерьез задумался о своем психическом здоровье. Подстава так подстава.

Маринина в очередной раз проделала огромную работу, показав где раки зимуют всем, кто не в силах понять, что не каждый вопрос стоит свою цену.