Больше рецензий

russian_cat

Эксперт

Кошачий взгляд на книги

13 августа 2019 г. 09:12

1K

4.5

Мне всегда сложно что-то сказать о книге, где главный герой - художник. Просто это почти каждый раз настолько человек из другого мира, что я никак не могу во время чтения "залезть в его голову", попытаться поставить себя на его место, прочувствовать его жизнь. А значит, в результате довольно отстраненно наблюдаю за жизнью героя, не принимая, так сказать, в ней "участия".

С книгой Владимира Тендрякова, к счастью, оказалось не совсем так. С его героем - Федором Материным - наверное, каждый читатель какие-то точки соприкосновения сможет найти. Хотя моих сложностей с "миром искусства" это не отменяет.

Правда, прочитала я эту книгу (точнее, прослушала в прекрасном исполнении Александра Клюквина), страшно сказать, аж в апреле. А рецензию вот только сейчас пишу. Уже по остывшим, так сказать, следам, только то, что в осталось "в сухом остатке".

Молодой парень Федор, окончив школу, осуществляет давнюю мечту - побывать в Москве. Вырос он в маленькой деревне Матере, где когда-то старый учитель рисования разглядел в нем талант художника и зародил страсть к рисованию. Федор очень хочет увидеть шедевры Третьяковки, которые столько раз разглядывал на репродукциях, и - самое заветное - поступить учиться в Художественный институт. Мечта смелая, ведь он никогда серьезно не учился живописи, его единственный учитель - самоучка без особенного таланта и вкуса, но с большим и добрым сердцем. Конкурировать с теми, кто долго и сознательно готовился и занимался, почти невозможно. Но мечта...

Но для свой поездки он выбрал роковой день - 22 июня 1941 года. И вместо института оказывается на войне. Здесь не будет подробного ее описания, книга не об этом, но будет ряд сильных и за душу берущих сцен о том, как тот, кто еще вчера думал, что мир принадлежит ему и вся жизнь впереди, ежедневно сражается со смертью, когда даже самая простая вещь, такая как сходить за водой, становится тяжелым испытанием. Или когда вдруг узнаешь, что человек, с которым ты вот только что поссорился из-за ерунды, погиб, и ты понимаешь, что ничего уже не исправить... Через несколько глав Федор - уже совсем другой человек, намного более мудрый и взрослый, а детская мечта, кажется, ушла в далекое прошлое и кажется чем-то нереальным и давно забытым.

Но война заканчивается и жизнь понемногу начинает возвращаться в мирное русло. И здесь автор очень ярко показывает дилемму: что важнее, выполнять свой долг или служить своему призванию? Федор талантлив, он чувствует в себе желание и силы отдать себя живописи, но насколько он может себе это позволить в стране, только что прошедшей войну? Многие мужчины не вернулись с войны, здоровых мужчин, способных работать, осталось еще того меньше. В родной его Матере вообще таких осталось только двое, да и те уже старики. Нужно выращивать хлеб, нужно делать другую работу... А Федор хочет ехать "малевать картины", не имея никакой гарантии, что из него действительно что-то получится и он не станет еще одним посредственным "мазилой". Сложный выбор... Отказаться от мечты и всю жизнь жалеть, что не попробовал? Или рискнуть, заслужив неодобрение многих, а может, в глубине души, и самого себя, за то, что "бросил" других?

Много в книге и споров о сути творчества, о его предназначении. Автор поселил в одной комнате общежития героев с разными взглядами, заставляя их до умопомрачения спорить между собой. Мне, честно сказать, они (споры) были наименее интересны из всего, приземленный я человек. Зато было интересно другое: процесс рождения картины, как технические подробности (о которых мне мало известно), так и мучительный творческий поиск, подчас заставляющий уничтожить плоды многодневной работы, когда ясно, что получилось "не то", хотя и неплохо.

И, конечно, нельзя не сказать, о духе времени. Он чувствуется в каждой строчке, диалоге, описании. Как жили, одевались, говорили, о чем думали и мечтали люди до, во время и после войны. Автор сам жил тогда, он ровесник Федору Материну и знал, о чем пишет, не понаслышке. Разные люди есть в книге, каждый со своей историей, взглядами, мыслями, неидеальные, живые. И много зарисовок жизненных, мелких ситуаций, позволяющих еще раз взглянуть со страниц книгу на этот сложный период в жизни страны. И этим книга тоже, безусловно, хороша.

Прочитано в рамках игр:
Флэшмоб-2019 (6/10). За совет спасибо Тане Tarakosha
Игра в классики (12 тур, ход №1)

Комментарии


страшно сказать, аж в апреле. А рецензию вот только сейчас пишу.

не прошло и полгода практически...)) но хоть так и хорошо, что книга зацепила несмотря ни на что)


Ну полгода еще не прошло, а дедлайн приближался (по классикам) :))


расписываешься потихоньку?)


Я пытаюсь) скоро дедлайн по Киллвишу и Классикам, а у меня практически ничего не написано (да и не все прочитано). Если буду продолжать писать по рецензии в месяц, то точно не уложусь)


Ну да, игры дисциплинируют, сама только-только с ними разгреблась)


Да, хоть как-то)) а то я никак не могу себя пнуть и пойти писать и читать)


Вот тебя и пнули)) а я только рада)


Продолжайте пинать))


я тебя услышала)))))


Подумаешь апрель,я вон на новый год читала и до сих пор на некоторое не написала))))


Ну я про то уже вообще скромно молчу)) тоже такие есть, которые прочитала еще в прошлом году или начале этого, не написала и уже не напишу, скорее всего.
А тут уж, раз стала писать, то и отметила, как насколько негорячим следам я это делаю)


и ничего страшного))
тут уже зависит от времени и желания))


Ну да, чего уж тут поделаешь, раз так получилось)


Часто "наталкиваюсь" на эту книгу, и не только в ленте, возможно, это знак, что пора познакомиться :) Совсем пропала, Алён, вообще тебя не вижу :(


Книга хорошая, познакомиться стоит)
Да, есть такое дело( я стараюсь исправиться, однажды дойду дойду и до того, чтобы дописать остальные рецензии и пробежаться по рецензиям друзей)


Понятно :)


Отличная книга. Мне тоже понравилась.
Я в последнее время рецензии пишу через месяц-два после прочтения)


Да, хорошая.
Коллега)) я последние несколько написала через 3-4 месяца после прочтения.


Вот-вот)