Больше рецензий

bastanall

Эксперт

Литературный диктатор

8 августа 2019 г. 13:27

856

4 О том, как важно придумать хороших сыщиков и не переоценить серийность

***
История слишком красива. Я так и вижу: автор садится за стол, щурится глазом художника в окно, а потом лёгкими штрихами, едва касаясь бумаги, набрасывает два портрета — суперпредусмотрительного убийцы и гениального детектива. Первый распланировал преступление на много ходов вперёд, опутал своими сетями и маленьких девочек, и стареньких бабушек, и напуганную общественность, и газеты, и, разумеется, полицию. Второй гениален тем, что может по небольшим поступкам угадать мотивацию, характер, дальнейшие поступки, даже не видя человека. Уже с первых страниц можно было предсказать, что сыщик «победит» преступника. Поэтому, чтобы сделать их борьбу напряжённее, автор взваливает на плечи сыщика, точнее, сыщицы тяжкий груз в виде чувства вины. Сыщица едва держится и готова вот-вот наложить на себя руки. Её таланты ставятся под сомнение, её положение в начале разыгрываемой преступным гением партии очень невыгодно, её психика расшатана, а тело на грани смерти от истощения. И действительно: если бы Миа Крюгер была красивой, уравновешенной и уверенной в себе, то эта книга была бы куда хуже. Скорее всего, изначально задумывался только один детектив, но ещё Конан-Дойл блестяще доказал, что любому хорошему детективу жизненно необходим напарник. Детектив Холгер Мунк выписан прекрасно, к нему не подкопаешься, и по большему счёту можно даже объединить Крюгер и Мунка в одного суперсыщика с двумя лицами. И если первая была его мозгом, то второй — сердцем и ногами, то есть главной движущей силой. Мунк даже по-своему гениален, но Крюгер всё же ярче.
А вот расхваливать или критиковать убийцу маленьких девочек я не стану, чтобы не портить сюрприз. Скажу только три вещи. Было любопытно следить за умопостроениями Крюгер, ведь убийца им попался маниакально предусмотрительный, и я хотела знать, сможет ли автор выбраться из ловушки, в которую сам же себя и загнал (раскрыть идеальное преступление, которое сам же и придумал). Было интересно «поучаствовать» в расследовании, складывая мозаику из разрозненных свидетельских показаний. И даже в самом конце, когда убийца вышел на сцену и заговорил (не буквально, конечно, так что это не спойлер), было всё ещё интересно читать, ведь так хотелось знать, почему и ради чего могли убить столько маленьких девочек и как герои выкрутятся из смертельно опасной ситуации. И убийца, и развязка меня не разочаровали, даже несмотря на то, что финал был бурным и быстрым. Наоборот, всё было в самый раз.
***
Но с самого начала существовала опасность слишком сильно вовлечься в происходящее, которая лишь усугублялась тем, что я слушала аудиокнигу. Аудиокниги — как наркотики: обостряют восприятие, усиливают любое впечатление от книги, хорошее ли, плохое ли, они ранят чувства, но от них невозможно отказаться. Я не могу, во всяком случае. И вот, зная за собой столь обострённую впечатлительность, я начинаю слушать аудиокнигу про убийства маленьких девочек. Конечно, я была готова бросить книгу в любой момент, как только станет невыносимо. Я вообще ко всему была готова: к тому, что чтец окажется слишком талантливым (нет), к тому, что книга будет слишком кровавой (нет), к тому, что будет трудно читать о смерти маленьких девочек (да). Но не к тому, что маньяк-убийца окажется сострадательным психопатом (чувствуете оксюморон?), а следователи — такими нормальными в своих проблемах и такими прекрасными в своей гениальности людьми — слишком художественными. Бог с ним, с убийцей (буквально, и нет, это всё ещё не спойлер), но истории-образы главных персонажей получились настолько красивыми, продуманными, логичными, цельными, что это ранило меня. Я сильно привязалась к героям — столь ярким и в то же время правдоподобным, вызывающим невольное восхищение, хотя они и были плодом воображения, — мне было больно читать о бедах, что с ними случались (конечно, по воле злокозённого автора, но всё же). В отличие от романов того же Ю Несбё, где содрогание у меня вызывали и преступление, и сыщики, причём столь сильное, что впоследствии я больше не открывала ни одну из кучи купленных книг. Может быть, когда-нибудь позже. Может быть.
***
По ощущениям, из подобного рода книг только первый роман о Лисбет Саландер «Девушка с татуировкой дракона» лучше первого романа о Крюгер и Мунке. Но там драма и размах, а здесь хватает недостатков. Самым большим недостатком я считаю то, что это первый роман серии — как отдельное произведение он был бы намного лучше. (И да, разумеется, я уже добавила в хорид продолжение). Вторым по значимости недостатком я бы назвала приверженность автора к серийности. То, что сюжет вертится только вокруг серийных убийств, после Ю Несбё уже отдаёт дешёвым трюкачеством.
В-третьих, финал романа построен на одной большой натяжке. Семьи девочек объявили о вознаграждении за информацию, и всё повествование полицейские ноют и страдают по поводу обилия обрушившихся на них звонков. Их оказалось столько, что женщина с настоящей уликой еле смогла пробиться к детективам. И тут, в самом конце, оказалось, что множество жизней зависит лишь от звонка с информацией о том, что увидела на улице школьница. Разумеется, информация подоспела вовремя (это почти спойлер, но я компенсирую его тем, что не расскажу, кто пострадал) — и это при загруженности телефонной линии! Вот не верю. Автор предусмотрительно не раскрывает, сколько времени прошло между звонком и развязкой, но ход в целом выглядит как огромный лакированный рояль в кустах, посыпанный сверху листиками для маскировки. Спасибо хоть, что ружьё выстрелило (если вы читали и понимаете, о чём я), иначе было бы совсем неинтересно.
***
Что мне понравилось (кроме персонажей), так это композиция книги. Повествование скажет между разными героями, не всегда главными, но всегда теми, кто наиболее живо в текущей сцене может передать происходящее (да здравствует целесообразность в детективных романах). От этого калейдоскопа лиц немного кружилась голова, но мне всё равно понравилось — ведь благодаря этому приёму автор красиво срежессировал происходящее. Не то чтобы это был какой-то оригинальный, невообразимый, сложный или наоборот гениальный в своей простоте приём. Но почему-то именно в этой книге он оказался уместен. Благодаря ему было полное ощущение «соучастия» (в расследовании, естественно). Давно я так не наслаждалась хорошим детективом.
***
И в завершение, про исполнителя аудиокниги — Дмитрия Филимонова — могу сказать только одно: по нему плачет криминальная хроника. В каком-нибудь подвальном радиоэфире или даже на телевидении, если самооценка позволяет. И чем быстрее, тем лучше.

Книги серии: «Я путешествую одна»«Сова»
KillWish, III тур
Прослушано для «Царя горы»
____________________________________
Хочу написать про Филимонова и аудиокнигу в его исполнении более подробно. Это моя первая книга у него, поэтому я не могу быть уверена, что он в других книгах не читает иначе. Но конкретно в этой книге его бесстрастный и отрешённый голос остро напомнил мне голос читающего сводку криминальных новостей по радио или закадровый голос криминальной хроники на телевидении. Возможно, он специально подобрал такую интонацию для такой книги.
На разговоры по телефону наложен специальный фильтр для большего правдоподобия. Кроме того, в книге есть множество звуковых вставок, обыгрывающих прогулку на природе (звук птичьих трелей и шелест листвы), поездку на машине (песня на радио), шум моря и т.д. в соответствии с зачитываемой сценой. Мне это немного мешало (потому что я не могла представлять этого в своём воображении, сама), но в целом идея интересная. Книга в целом — это ещё не постановка, не игра, не артистичное исполнение — но уже близко.